Понятие виды и показатели эластичности

Ценовая эластичность спроса. Эластичность — важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Коэффициент ценовой эластичности спроса:

Ер = - (∆Q/Q)/(∆P/P)=-P/Q*∆Q/∆P

где ∆Q/Q — относительное изменение спроса,

∆P/P — относительное изменение цены.

Если коэффициент эластичности больше 1, то спрос считается «эластичным», если меньше 1 — «неэластичным». Если равен 1, говорят о «единичной эластичности спроса».

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

•наличие хороших заменителей товаров (спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным),

• временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке (спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном);

•значимость товара для потребителя (спрос на товары первой необходимости является малоэластичным);

•удельный вес товара в доходе потребителя (чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях).

При неэластичном спросе продавец не склонен снижать цены, так как потери от этого снижения не компенсируются ростом величины спроса. Неэластичный спрос — фактор потенциального роста цен. Эластичный спрос — фактор потенциального снижения цен.

На величину спроса влияет не только цена, но и другие, неценовые факторы (например, издержки производства, учет покупателями дополнительных затрат и дополнительных выгод, бюджет потребителей, изменения экономических условий или налоговой политики). В этом случае происходит изменение уже не величины спроса, а «самого» спроса.

Предложение, как и спрос, можно разделять на «эластичное» и «неэластичное». Коэффициент ценовой эластичности предложения:

Е0= - (∆Q/Q)/(∆P/P)=DQ/DP*P/Q=φ’(P)*P/Q,

где Q и Р —количество и первоначальная цена продукта, 38

DQ и DP — бесконечно малые приращения этих величин,

DQ/DP=φ’(P)— производная функции предложения φ’(P) в зависимости от цены выражает наклон кривой предложения. Основные факторы влияния на динамику предложения:

• объем продаж в фактических ценах реализации;

• экономическая конъюнктура;

• уровень конкуренции;

• налоговая политика;

• политика торговых агентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow