Спрос. Факторы рыночного спроса. Закон спроса

Тема 5. Механизм функционирования рынка.

1. Спрос. Факторы рыночного спроса. Закон спроса.

2. Предложение. Факторы рыночного предложения. Закон предложения.

3. Рыночное равновесие.

4. Понятие виды и показатели эластичности.

5. Конкуренция и ее виды.

Спрос. Факторы рыночного спроса. Закон спроса.

Современный рынок - сложная система отношений, способная решать широкий круг жизненно важных задач в экономике. По мере становления и развития рыночных отношений формировался и его механизм. Элементами рыночного механизма являются:

1) цены;

2) спрос и предложение;

3) конкуренция.

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке иен и решать три главных экономических вопроса: что производить? как производить? для кого производить?

Различают два уровня функционирования рыночной - экономики:

микроэкономика как сфера частного бизнеса;

макроэкономика как сфера общеэкономических процессов, в которых общество предстает как "совокупность фирм». В фокусе макроанализа — изучение валового национального продукта (ВНП), национального дохода, совокупного спроса и др.

С одной стороны, рынок являет собой наилучший, наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории. Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе, С другой стороны, у нее есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций:

дефициты (дешевых ресурсов, платежный, бюджетный, торгового баланса, платежного баланса);

не стимулирует инвестирование в крупные долгосрочны в проекты;

равнодушие к финансированию нерыночных секторов (образование, культура, здравоохранение);

порождает серьезные социальные проблемы (безработица, чрезмерная дифференциация доходов, инфляция).

Нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, совмещающая саморегуляцию рыночных отношений с их корректировкой в соответствии с социально-приоритетными ценностями.

Спрос обеспеченное деньгами желание купить продукт в определенное время в определенном месте по определенной цене. Спрос — это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов, главные из которых:

• изменение потребительского вкуса;

• изменение числа покупателей;

• изменение дохода покупателей;

• изменение цены на сопряженные товары.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

Величина спроса — каждый объем покупки при каждой цене.

Цена спроса максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

Влияние роста дохода потребителей на спрос показано на графике 2. При большем доходе потребители могут расходовать больше денег на покупку товара. Если бы рыночная цена оставалась постоянной — Р1, можно было бы ожидать роста потребляемого количества (с Q1 до Q2,). Это произойдет независимо от того, какова рыночная цена, а потому итогом будет сдвиг кривой спросов вправо (сдвиг от D1 к D’). А какую цену потребители заплатят, чтобы приобрести определенное количество товара Q1? При большем реальном доходе они будут готовы уплатить более высокую цену (Р2 вместо Р1). Кривая спроса снова сместится вправо.

График 2. Кривые спроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: