Классификация научения. Пассивное научение

Научение – это совокупность процессов, обеспечивающих приобретение и запоминание в онтогенезе индивидуальных приспособительных форм поведения, в том числе и навыков физического и умственного труда. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков и умений. Научение неразрывно связано с памятью, которая обусловливает не только усвоение информации, но и ее сохранение и воспроизведение. Память необходима для научения, т.к. она представляет собой механизм, с помощью которого накапливается прошлый опыт, который может стать источником приспособительных изменений поведения. Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов на молекулярном, внутриклеточном и молекулярном уровнях.

Существует несколько классификаций научения. Наиболее часто выделяют неассоциативное, или простое, и ассоциативное научение. Иногда из ассоциативного выделяют еще сложное научение. В результате неассоциативного научения организм приобретает способность реагировать или не реагировать на раздражитель без использования сигнала, без ассоциации (связи) с каким-то сигналом. Ассоциативное научение происходит при совпадении вначале безразличного раздражителя (сигнала) с деятельностью организма. При этом формируется связь (ассоциация) между сигналом и последующей деятельностью организма (подкреплением).

Все формы научения в зависимости от степени активности животного или человека в ходе научения объединяют в четыре основные группы:

1) пассивное (реактивное) научение;

2) оперантное научение;

3) когнитивное научение:

4) научение путем инсайта.

Пассивное (реактивное) научение происходит во всех случаях, когда организм пассивно, т.е. не прилагая целенаправленных усилий, реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивными формами научения являются привыкание, сенситизация, импринтинг и классические условные рефлексы по И.П. Павлову.

Привыкание – это угасание ориентировочной реакции. Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, то организм прекращает на него реагировать. В результате развивается привыкание, а ориентировочная реакция угасает. Привыкание возникает не вследствие утомления, а в результате особого приспособительного нервного процесса. Так, у человека и животных новый раздражитель вызывает разнообразные сдвиги: изменение частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений, десинхронизацию ЭЭГ, двигательные реакции и др. Если же раздражитель оказался безразличным для организма, то при последующих его повторениях реакции на него угасают.

Привыкание – это самая простая и, вероятно, самая распространенная форма научения у человека и животных. Оно имеет важное значение для формирования поведения у молодого организма, т.к. помогает ему распознавать нейтральные элементы окружающей среды. За счет привыкания организму удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для него значение. При этом внимание сосредотачивается на более важных явлениях.

Сенситизация (сенсибилизация) – это усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения. Например, многократно повторяющееся жужжание назойливой мухи становится неприятным и непереносимым. В основе этого вида научения лежит механизм посттетанической потенциации, или синаптического облегчения. Значение синаптического облегчения заключается в том, что оно способствует улучшению процессов переработки информации в нейронах нервных центров. Например, это очень важно для обучения в ходе выработки условных рефлексов. Повторное возникновение явлений облегчения в нервном центре может вызвать переход этого центра из обычного состояния в доминантное.

Импринтинг – это простая специализированная форма научения, которая проявляется во время критического (чувствительного) периода развития организма. Приобретаемое поведение становится относительно стойким и с трудом поддается изменению. Различают несколько разновидностей проявления импринтинга.

1) Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.

2) Усвоение поведенческих актов, или так называемое имитационное поведение (дети повторяют действия родителей).

3) Реакция следования – «слепое», автоматическое следование новорожденного за родителями. Эта реакция хорошо изучена у выводковых птиц австрийским этологом Конрадом Лоренцом (привязанность гусят к Лоренцу). Импринтинг состоит в том, что в мозгу только что появившегося на свет детеныша (или птенца) запечатлевается образ другого индивидуума (зрительный импринтинг), обычно родителя, или какого-то крупного объекта и создается особая «привязанность» к нему. Когда первым движущимся объектом, который видели гусята в момент вылупливания из яйца, была не их мать, а К. Лоренц, то гусята следовали за ним по пятам и вели себя так, как если бы он был их матерью (рис. 103). На свою настоящую мать они не обращали никакого внимания и стремились под защиту К. Лоренца.

В естественных условиях импринтинг имеет приспособительное значение, помогая детенышам быстро перенимать необходимые навыки от родителей (например, учиться летать) и запоминать характерные особенности окружающей среды (например, для лососей это может быть «запах» реки (обонятельный импринтинг), в которой они вывелись и куда они будут возвращаться для нереста).

Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления уже на 2-м месяце жизни.

Импринтинг имеет сходство с безусловным и условным рефлексами и в то же время отличается от них. Сходство с безусловным рефлексом заключается в том, что импринтинговые реакции сохраняются, как правило, всю жизнь и являются врожденными. Сходство же с условным рефлексом выявляется в том, что для проявления реакций импринтинга нужны определенные условия. Отличие импринтинга и от безусловных и от условных рефлексов заключается в том, что, во-первых, импринтинг проявляется в определенные критические периоды (чаще сразу после рождения, причем в короткие сроки, только иногда сроки могут быть отдалены). Во-вторых, запечатление происходит очень быстро, иногда, как например реакция следования, с первого раза.

Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребенка имеет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы. Существует мнение, что возраст от шести недель до шести месяцев является критическим для формирования отношений ребенка с матерью.

У новорожденных детей первых месяцев жизни определяющим фактором в возникновении привязанности к матери является чувство комфорта и ощущение безопасности. Существенное значение имеют кормление матерью своего ребенка, гигиенический уход, интонация голоса и звуки речи, обязательные при общении с бодрствующим ребенком грудного возраста.

Приобретенный в раннем онтогенезе опыт по механизму импринтинга, являясь чрезвычайно прочным, может оказать решающего влияние на дальнейшее поведение человека, определяя его отношение ко всем сторонам жизни, включая бытовые и социальные аспекты.

Вот почему с точки зрения педагогики, чрезвычайно важным для ребенка является его окружение в детстве и, прежде всего, семейные взаимоотношения. Вполне понятно, что ранний опыт может быть как позитивным, так и негативным, формирующим соответственно весь психический склад ребенка и его дальнейшую жизнь. В этом смысле ранние условные рефлексы, сформированные по механизму импринтинга, являются вектором, определяющим, в конечном счете, судьбу человека. Негативный опыт, приобретенный в раннем онтогенезе, может подчас служить ключом к разгадке асоциального поведения человека.

Многие исследователи считают, что импринтинг – это особая, третья форма реагирования (кроме условного и безусловного рефлексов) на окружающую среду.

Классические условные рефлексы по И.П. Павлову являются одним из видов ассоциативного научения. Они характеризуются сигнальностью: безразличный вначале раздражитель при выработке условного рефлекса приобретает роль предупреждающего фактора, который сигнализирует о наступлении последующих событий и подготавливает организм к взаимодействию с ними. Сам организм при этом не может кардинально изменить последовательность событий и пассивно ожидает подачи условного и подкрепляющего безусловного раздражителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: