Цель. Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм», образец.
Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть образец фигуры-силуэта зайца.
1. Анализ образца фигуры-силуэта зайца.
1.1 Беседа по вопросам.
Кого вы видите на этой таблице? (Зайца.)
Назовите части тела из которых сделан заяц? (Голова, ухо, туловище и лапы.)
1.2. Работа по вопросам.
Из каких геометрических фигур сделан заяц? (Из квадрата, четырехугольника, треугольников.)
Из каких геометрических фигур сделана голова? (Голова сделана из квадрата. Ухо – из четырехугольника).
Кто думает по другому?
Из каких геометрических фигур сделано туловище и лапы? (Туловище и лапы сделаны из треугольников.)
Из каких треугольников по величине сделаны туловище и лапы? (Туловище сделано из 2 больших треугольников, Лапа – из маленького треугольника, а другая лапа – из среднего и маленького треугольника.)
2. Составление фигуры-силуэта зайца по образцу.
Педагог показывает на образец фигуры и говорит: «Мы рассмотрели, как составлен заяц, из каких геометрических фигур составлены голова, ухо, туловище, лапы. А теперь возьмите свои наборы фигур и составьте зайца.»
3. Отчет о работе.
После того как фигура будет готова, педагог просит детей рассказать, как они ее сделали, т. е. назвать расположение частей по порядку. (Я делала так: голова – из квадрата, ухо – из четырехугольника, туловище – из 2 больших треугольников, лапы из среднего и маленького треугольников, другую лапу – из маленького треугольника.)
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога.
В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно рассмотреть фигуру и составить ее. Можно предложить детям фигуры-силуэты: зайца, журавля, кенгуру, лисы, пистолета и др. В течении пяти занятий дети учатся анализировать расчлененный образец.