ИГРА «ПЕНТАМИМО»

Автор игры – американский математик С. В. Готлиб (1953).

Это такие фигуры, которыми на шахматной доске можно закрыть 5 соседних клеток. Всего 12 фигур. Каждая из них состоит из 5 примыкающих друг к другу равных квадратов.

Цель: развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий. Воспитание нравственно-волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, желания думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.

Играть в «Пентамимо» несколько труднее, чем в «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на части, а также способы соединения одной части с другой.

Последовательность освоения игры.

1. Рассматривание частей игры, нахождение сходства их с предметными изображениями, «опредмечивание» фигур. Дети называют части: буква т, буква г, крест, лесенка, ступенька, пистолет, полоска, ворота.

Укладывание частей по чертежу.

2. Усвоение общих способов присоединения одной части к другой. С этой целью детям предлагают выбрать 2-3 части, из которых можно составить, например, машину. Постепенно увеличивается количество частей для составления силуэта. Дети усваивают наиболее часто встречающиеся способы соединения частей, ориентируются на образ составляемого предмета. Согласно задуманному отбирают нужные части и реализуют замысел.

3. Распределение нескольких частей на образце с указанием 3-4 деталей игры. Обязательным условием при этом является наличие образца, выполненного в том же масштабе, что и части игры. Дети накладывают части прямо на образец.

От ознакомления с игрой, анализа частей, усвоения общих способов их присоединения, соединения между собой по сторонам переходить к воссозданию силуэтов по образцам. Для этого рекомендуется использовать как расчлененные, так и контурные образцы. В ходе работы надо предоставить детям возможность рассмотреть образцы, выбрать и составить что-то свое. Педагог показывает образцы и говорит, что можно составить из игры и перечисляет, но можно и составить многое другое. Он уточняет какие фигуры дети хотят составить из данного набора, оказывает помощь в осуществлении замысла, используя для этого разные приемы: фиксирует внимание детей на направлении линий на образце, пропорциональном соотношении их по длине; совместно с ребенком мысленно расчленяет задуманную фигуру на составляющие части; подсказывает места расположения нескольких частей или использует образцы с частичным указанием составных частей; стимулирует творческие проявления, желание придумать и составить свое, то, чего нет на образцах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: