Примеры. Цель: Упражнять детей в сравнении геометрических фигур по размеру, сопоставлении их, составлении из них новых геометрических фигур

1.

Цель: Упражнять детей в сравнении геометрических фигур по размеру, сопоставлении их, составлении из них новых геометрических фигур.

Оборудование: Набор геометрических фигур к игре «Пифагор».

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть набор фигур, которые потребуются для игре.

1. Выполнение поручений.

Сосчитайте все геометрические фигуры.

Назовите их.

Сравните по размеру.

Сгруппируйте их.

2. Составление новых геометрических фигур по инструкции.

Из 2 больших, а затем маленьких треугольников составить квадрат.

Из 2 больших, а затем маленьких треугольников составить треугольник.

Из 2 больших, а затем маленьких треугольников составить четырехугольник.

3. Сравнение по размеру новых фигур с фигурами из набора.

Надо помочь детям заметить, что вновь полученные фигуры равны по размеру имеющимся в наборе, новых фигур с фигурами из набора. Так, из 2 больших треугольников получается четырехугольник такого же размера, квадрат, равный по величине большому квадрату.

Наложите новые геометрические фигуры на фигуры из набора.

Какая фигура больше, а какая меньше? (Они равны.)

4. Составление геометрических фигур из 3, 4 частей.

Составьте прямоугольник.

При затруднении можно помочь.

Из 2 маленьких треугольников и маленького квадрата.

Из 2 больших треугольников и большого квадрата.

5. Воссоздание фигур-силуэтов по расчлененному образцу.

Каждый может выбрать образцы по желанию.

5.1. Анализ образца.

Детям предлагается рассмотреть и назвать из каких геометрических фигур состоит данная фигура, как они в ней расположены.

5.2. Составление фигуры.

6. Воссоздание фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам.

6.1 Зрительно-мыслительный анализ образца.

После рассмотрения образца надо самостоятельно найти способ расположения фигур и рассказать о нем.

При затруднении, педагог может помочь, указав места расположения 1-й и 2-й частей фигуры-силуэта из заданных 7 частей.

6.2. Составление фигуры.

Части игры дети могут накладывать прямо на образец.

7. Составление фигур-силуэтов по собственному замыслу.

По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов им предлагается задание творческого характера. Вновь придуманные фигуры-силуэты зарисовываются в индивидуальные альбомы.

«МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА»

Квадрат из 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).

Правила: при составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая при этом одну на другую.

Цель: развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности, воображения. Дети овладевают практическими умениями и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду.

Начальный этап освоения игры: рассматривание, называние частей, определение их формы и размера, комбинирование.

Далее усвоение детьми способов присоединения одной фигуры к другой с целью получения новой. Дети должны практически составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации.

После этого они составляют фигуры-силуэты по образцам (расчлененным и нерасчлененным), по замыслу.

В случае затруднения педагог предлагает образец, выполненный в том же масштабе, что и части игры, с указанием места расположения 1-й и 2-й

Частей. В этом случае, подбирая фигуры, дети накладывают их на образец. В ходе работы педагог указывает на необходимость сначала мысленно представить составляемую фигуру, расчленить ее форму и строение на части, а затем воссоздавать.

Образцы дети могут копировать, видоизменять, комбинировать. Основное требование – расположить все части так, чтобы составляемая фигура-силуэт имела как можно больше сходства с реальным предметом. Педагог стимулирует проявление детьми творчества. Фигуры- силуэты, придуманные ребятами, зарисовываются ими в альбомы, рассматриваются и оцениваются коллективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: