Русская философия

Русская философия — сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки„ее уходят в глубь российской (шире — славянской) истории. Но предпо­сылки (сюда мы отнесем прежде всего историческое сознание и самосознание народа) еще не есть само явление. Они лишь подготавливают рождение и развитие его.

Философия же в ее подлинном смысле слова возникает в России в XIX в. Даже XVIII в. (век М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева) в значительной мере еще подготовительный, потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во мно­гом еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос выражения. В клас­сическом, золотом для России XIX в., русская философия не только училась у Запада, но и учила его. Страна Ф. М. Досто­евского, Л. Н. Толстого и Вл. Соловьева становилась поистине духовным лидером человечества.

Русская философская классика XIX в., как и русская клас­сическая литература, несли миру глубоко выстраданную опы­том поколений истину: нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва хотя бы в одну человечес­кую жизнь, в одну каплю крови, в одну детскую слезинку. Рус­ская философия выступила как философия Предупреждения. Ее лейтмотив — нравственное вето на любой социальный про­ект, на любой «прогресс», если только они рассчитаны на при­нуждение, насилие над личностью. Для русской философии характерен отказ от академических форм теоретизирования, от чисто рационалистического способа доказательства и обосно­вания прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин. Истина постигается, по учению русских философов, не чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, «полнотой жизни» (Н. А. Бердяев).

Полнота жизни — это и есть краеугольный камень вершин­ного завоевания русской философской мысли — идеи, или уче­ния, всеединства. Русская философия — душа русского наро­да, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от праг­матизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Спиноза: не плакать, не сме­яться, а понимать. В полную противоположность такому край­нему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала — устами старца Зосимы из «Братьев Карамазо­вых» Достоевского — невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются лишь любящему серд­цу. И это не чувственная любовь (как у Фейербаха). Это духов­ная любовь — именно она отличает человека от всех живых тварей земли. Именно она придает нашему сознанию цельность и полноту.

Классическая русская философия, как и классическая рус­ская литература, антибуржуазна. «Близорукость» и «утопизм» тех, кто искал альтернативу капитализму, были в то же время дальновидным провидением более глубокой исторической сущ­ности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а потому по необходимости и «неистинного» преходящего харак­тера западноевропейского, т. е. буржуазного, типа развития. Отстав от российской действительности, русская философия намного ее опередила. В программе Всеединства и цельного знания был прочерчен путь, которой мог и должен был пере­сечься с основной магистралью европейской мысли, но не слить­ся с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый запад­ным голосом — Воли и Разума.

Русская философия — целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей достигалось в сложной, напря­женной борьбе различных школ и направлений мысли. В фи­лософских спорах нередко каждая сторона была по-своему пра­ва, а истина рождалась в сопряжении, синтезе противополож­ных мнений.

Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапы развития русской философии двух последних столетий:

1. Начало самостоятельной философской мысли в России свя­зано со славянофильством (40—50-е гг. XIX в.). Основате­ли этого течения А. С. Хомяков (1804—1860) и И. В. Кире­евский (1806—1856) открыто противопоставляли свой спо­соб философствования, предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-рационалистичес­кому. Духовной основой славянофильства было православ­ное христианство, с позиций которого они критиковали ма­териализм и классический (диалектический) идеализм Кан­та и Гегеля.

2. Другую точку зрения, противоположную славянофильс­
кой, отстаивали в спорах с ними западники (40—60-е гг.
XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тот же этап развития, что и Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н. Гра­новский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать за­мечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева (1794— 1856).

3. Народничество (60—80-е гг. XIX в.). Это направление в России выросло из учения А. И. Герцена о «русском», т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуж­дался как реакционное, попятное движение. К народниче­ству близко стоял русский анархизм (М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин).

4.Философия всеединства (70-е гг. XIX в.—30-е гг. XX в.). Корни этого философского учения уходят в глубь веков — к античности и Возрождению. В русской духовности идея всеединства была возрождена и развита Вл. Соловьевым (1853—1900). Всеединство (универсальная связь мира) дос­тупно раскрывает себя лишь «цельному знанию», органи­чески сочетающему в себе теологию, философию и опыт­ную науку, преодолевающему на этом основе односторон­ность как рационализма, так и иррационализма. Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками С. Л. Франком, П. А. Флоренским, Л. П. Карсавиным.

5. Русская религиозная философия конца XIX — начала XX в. На этом рубеже (в так называемый серебряный век рус­ской культуры) творческий подъем охватил религию, фи­лософию, искусство. Интерес к религии был пробуждени­ем интереса общества к высшим, вечным истинам и цен­ностям, к тайне человека. Одним из идеологов религиоз­ного обновленчества был оригинальный русский мысли­тель В. В. Розанов (1856—1919). Особое место в русской религиозной философии принадлежит Л. И. Шестову (1866—1938), непримиримому критику европейского ра­ционализма. К данному направлению относится много­гранное творчество А. И. Ильина (1883—1954) — филосо­фа, правоведа, литературного критика.

6. Русский марксизм (с 1883 г. — со времени начала марксист­ского революционного движения в России). Основатели его — Г. В. Плеханов (1856—1918) и В. И. Ленин (1870—1924). Как теоретик марксизма, Плеханов основополагающее зна­чение придавал материалистическому пониманию истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологи. В отличие от Плеханова Ленин не удовлетворялся объективно-научным осмыслением действительности. Для него высшим актом социального творчества являлась социально-политическая революция.

В начале XX века особую группу внутри русского марксиз­ма образовали идеологи так называемого «легального марксиз­ма»: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве. Они сочув­ствовали процессу капитализации России, но решительно от­межевали себя от сторонников насильственной революции и классовой диктатуры.

7. Философия в советской и постсоветской Росссии. В это вре­мя (с 1917 года по 1991-й) официально идеологией в СССР был провозглашен марксизм-ленинизм. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работа­ли выдающиеся философы, труды которых со временем по­лучили мировую известность — А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Г. Г. Шпет, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Б. М. Кед­ров, П. В. Копнин, К. Мамардашвили и др.

Мировое значение русской философской мысли XX в. еще подлежит изучению и исследованию.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2003.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Рат-
никова. -М., 2001.

3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

4. Спиркин А. Г. Философия. — М., 1999.

1. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984.

2. Антология мировой философии. — М., 1971. — Т. 3.

3. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

4. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.

5. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 1986.

6. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

7. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.

8. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1977.

9. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр.
соч. Т. 18.

10.Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочине­
ния. 2-е изд. - Т. 3. - М., 1974.

11.Маркузе Г. Одномерный человек. — М., 1994.

12.Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М.,
1976.

13.Ницше Ф. Так говорил Заратустра. — М., 1990.

14.Рассел Б. Почему я нехристианин. — М., 1958.

15.Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч. 2.

16.Сартр Ж.-П. Избранные произведения. — М., 1992.

17.Сумерки богов. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, Ж.-П. Сартр,
А. Камю / Под общ. ред. А. А. Яковлевой. — М., 1989.

18.Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии. — М., 2000. —С. 132-144.

19.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.

20.Феномен человека. Антология. — М., 1993.

21.Франк Ф. Философия и наука. — М., 1990.

22.Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989.

23.Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

24.Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

25.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М., 1977.

26.Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.

27.Честертон Г. К. Вечный человек. — М., 1991.

28.Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.

29.Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.
2-е изд. - Т. 20. - М., 1974.

30.Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.

31.Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.

Дополнительная литература по русской философии

1. Антология мировой философии.— М., 1971.— Т. 1. Ч. 2.—
С. 694-708; Т. 2. - С. 720-750; Т. 4. - С. 57-464.

2. Зенъковский В. В. История русской философии. — Л., 1991.

3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.

4.Бердяев Н. А. Судьба.России. - М., 1990.

5. Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990.

6. Вехи. Интеллигенция в России // Сб. статей 1909-1910 гг. — М.,
1991.

7. Вехи. Из глубины. — М., 1991.

8. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М., 1998.

9. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. —
М., 1992.

10.Взгляд на русскую философию // Вопросы философии. — 1994. —
№1.

11.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — М., 1991.

12.Кантор В. В поисках личности — опыт русской классики. — М.,
1994.

13.Кантор В. Западничество как проблема «русского пути» // Воп­
росы философии. — 1993. — № 4.

14.Карасев Л. В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы фи­
лософии. - 1992. - № 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: