Основные этапы исторического развития философской мысли. 1. Происхождение философии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Вопросы лекции:

1. Происхождение философии.

2. Основные этапы исторического развития философской мысли.

3. Современная западная философия.

Происхождение философии.

Процесс возникновения и развития философских идей со­ставляет предмет особой науки — истории философии. Эта на­ука рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже Л. Фейербах показал, что человек, философствуя, выступает от имени всего человеческого рода. Но это не значит, что все страны и народы в равной мере были причастны к зарождению и развитию философии.

В западной (среднеземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-поли­сов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древ­невосточной философии — Индия и Китай. Интересно, что ста­новление и западной, и восточной философии происходило практически в одно и то же историческое время и независимо друг от друга. И на Западе, и на Востоке философия стала скла­дываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался необратимый про­цесс разложения сознания, господствовавшего в родовом и ран­нем классовом обществе. Вытеснение философским сознанием мифологического было вместе с тем рождением рациональ­ности — веры в разум как в самую надежную опору жизни и естественное средство познания.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изоб­рели» демократию, а еще раньше — осознали самоценность умственной деятельности, радость от свободного искания ис­тины.

Основные этапы исторического развития философской мысли

История философии — неотъемлемая часть истории куль­туры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен днев­ных греков и древних римлян). Но в самом общем плане круп­ные периоды, этапы исторического развития философии име­ют под собой своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства. Следуя такому взгляду, говорят об античной философии (фи­лософии рабовладельческого общества), средневековой фило­софии (философии эпохи феодализма), философии Нового вре­мени (философии буржуазной формации) и современной фи­лософии, имея в виду под ней философскую мысль XX в., иде­ологически и политически крайне не однозначную. Нельзя не­дооценивать и национального своеобразия философских идей. В этом контексте рассматривают как относительно самостоя­тельные духовные построения немецкую, французскую, рус­скую философию (что сопоставимо с национальным искусст­вом).

Первый исторически крупный этап в развитии философии античная философия (VI в. до н.э. — VI в. н.э.).

Ее творцы древние греки и древние римляне (последние — в позднюю
античность). Величайшим достижением этих философов была
сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку про­блем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тожде­стве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и воз­вышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «ору­дие» познания — созерцание, наблюдение, тонкая умозритель­ность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектичес­кая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана дву­мя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеоб­щей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысяче­летия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей час­тицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Нередко историки античной философии проводят границу между более ранними и более поздними античными филосо­фами, относя первых к «досократикам», а вторых — к сократи­ческим школам. Этим подчеркивается действительно ключе­вая роль Сократа (V в. до н.э.) как философа, переместившего центр философского знания с проблем натурфилософии в об­ласть человекознания, прежде всего этики. Идеи поздней ан­тичности (эпохи эллинизма) унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающую­ся гибель античной культуры, философы этого периода сдела­ли несомненный шаг от сократовского рационализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в фи­лософии последователей Платона — неоплатоников.

Второй этап в развитии европейской философиифилосо­фия средневековья (V—XV вв. н.э.).

По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновы­вавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опираясь на мо­гущество церкви, вела упорную борьбу с «ересями», «вольно­думством», т. е. с малейшими отступлениями от догм и кано­нов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разу­мом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания — их стали почитать как «отцов» Церкви, а их твор­чество стали называть «патристикой». Одним из самых выда­ющихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV—V вв. н.э.). Бог, по его мнению, — творец мира, и он же — творец, двигатель истории. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответствен­ности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку спо­собность свободно выбирать между добром и злом.

Если Августин — яркий представитель раннего средневе­ковья, то сложившаяся система христианской средневековой философии наиболее полно и значительно выражена в трудах Фомы Аквинского (XIII в.). Его философия — вершина схола­стики. (Так стали к этому времени называть философию, пре­подававшуюся в школах и университетах.) Ставя выше всех своих предшественников Аристотеля, Фома предпринял гран­диозную попытку соединить, органически связать между со­бой античную мудрость с догматикой и вероучением христиан­ства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т. е. вера христиан­ская.

В средневековой схоластике мы находим зародыши реаль­ных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее — лишь мыс­ленное отвлечение от единичных предметов и явлений? При­знававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшее же общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление но­минализма. Номиналисты и реалисты — предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

Третьим, переходным этапом в истории западной филосо­фии является философия эпохи Возрождения.

Различают Ран­нее Возрождение (XIII—XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV— XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи: речь идет о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искус­ства, философии античного мира, достижения которого при­знаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители выдвигали в своем творчестве уже не теологическую, а гума­нистическую систему ценностей. Социальные мыслители это­го времени — Макиавелли, Мор, Кампанелла — создавали про­екты идеального государства, выражавшие прежде всего инте-. ресы нового общественного класса — буржуазии.

В XVI—XVII вв. в странах Западной Европы стал утверж­даться капитализм. Великие географические открытия необык­новенно расширили горизонт человека, развитие производства потребовало серьезной постановки научных исследований. На­ука Нового времени все больше опиралась на эксперимент и математику. Молодая наука XVII—XVIII вв. добилась выдаю­щихся успехов прежде всего в механике и математике.

Философия Нового временичетвертый исторический этап в развитии европейской философии — не только опира­лась на данные естественных наук, но и сама выступала их опорой, вооружая науку логикой, методом исследования. Фи­лософским обоснованием экспериментального знания был эм-пирико-индуктивный метод Ф. Бэкона (1561—1626), тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Р. Декарта (1596—1650).

Философия XVII—XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в дру­гих странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение, сыгравшее выдающуюся роль в идеологической подготовке Французской революции 1789-1793 гг.

С последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия. Будучи отсталой в то время в экономическом и по­литическом отношениях, эта страна стала родиной великих художников и мыслителей: Канта, Гёте, Фихте, Гегеля, Бет­ховена, Шиллера, Шеллинга, Гейне, Фейербаха. Выдающей­ся теоретической заслугой классической немецкой философии были преодоление созерцательного, натуралистического взгля­да на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции разви­тия — диалектики.

В середине XIX в. там же (в Германии) возникает марк­сизм, философский наследник немецкой классики и европей­ского рационализма. Главный вклад Маркса в философию со­стоял в открытии и обосновании материалистического понима­ния истории и в углубленной разработке — на материале совре­менного ему буржуазного общества — материалистической диалектики. Однако в реальную социальную жизнь человече­ства (в XX в. в особенности) марксизм вошел главным обра­зом своей другой — не научно-философской, а идеологической стороной, как идеология открытого и жесткого классового про­тивостояния, оправдывающая (во имя отвлеченных классовых интересов) крайние формы классовой борьбы и насилия.

Европейский рационализм (от Бэкона до Маркса) в диалек­тике социального и индивидуального отдавал несомненный приоритет социальному (общему). Исследование классов, фор­маций, исторических эпох выдвигалось на передний край, тог­да как проблемы единичного — внутренней организации лич­ности — оставались в тени (в тени оставался и феномен бессоз­нательного). Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и об­щества. На этой основе в XIX в. возникает иррационалистическая философия (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше), которая ведущую роль в жизни и судьбах людей стала отводить не разуму, а страсти, воле, инстинктам. Философы-иррационалисты увидели и с большой силой выразили теневую сто­рону жизни, прогресса. Но из этого они сделали разные выво­ды. Идеал Шопенгауэра — нирвана, т. е. отрешенность от жиз­ни как безусловного зла. Кьеркегор требует признать, что выс­шие истины (к ним относятся глубоко интимные переживания страха и ожидания смерти) не могут быть высказаны, а могут лишь переживаться каждым человеком наедине с собой и по-своему. Волюнтаризм Ницше лишь внешне «оптимистичен», поскольку утверждает волю к власти как к полноте жизни. Но это слепая жизнь, без всякой разумной цели. Ницше не скры­вал своего крайне враждебного отношения к христианству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: