Скульптура. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».

С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Они просуществовали тысячелетия без каких-либо изменений:

1. Человек мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе / показать /.

2. В стоящей модели туловище человека полностью выпрямлено, руки вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто человек делает шаг. Примером стоящей модели фараона может служить статуя фараона Микерина, богини Хатхор и богини — покровительницы нома из заупокойного храма в Гизе. / показать /

3. При наличиии определенного портретного сходства изображения фараонов идеализированы: в изваяниях фараоны всегда предстают молодыми, с крепкими, идеально сложенными телами.

4. Лица, не обладавшие божественным саном, такие как чиновники, представители низших сословий, семейные группы — изображались с большим реализмом. Это проявляется в более свободных позах и жестах; более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, комплекция, внешность, прическа, одежда, украшения.

Например, статуя писца Каи / показать /. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Одним из прекраснейших образцов деревянной скульптуры является статуя вельможи Каапера / показать /. Скульптура изображает дородного и степенного пожилого египтянина, держащего в руке посох. Статуя настолько поразила нашедших ее рабочих удивительным сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название — «Сельский староста».

5. Распространенной скульптурой является семейная группа, в частности супружеская пара, которая может изображаться стоя или сидя. Например, статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет / показать /. По традиции статуя мужчины окрашена в красновато-коричневый цвет, статуя женщины — в светло-желтый.

Иногда в семейных группах фигурируют дети. Как, например, в семейной группе карлика Сенеба / показать /. Карлик сидит, поджав под себя ноги, со сложенными на груди руками. Дети — мальчик и девочка — стоят, прислонившись к каменному сиденью в том месте, где располагались бы ноги Сенеба, не будь он карликом.

6. Скульптуры, изображающие людей из низшего сословия, полностью нарушают канонические принципы, применявшиеся для изображения фараонов. Таковы статуэтка служанки, стоящей на коленях и перемалывающей зерно, а также статуэтка женщины-пивовара, наклонившейся над чаном для выжимки ячменя / показать /.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: