I. В педагогике существует понятие «методологическая культура учителя». Эта культура является составной частью профессионально-педагогической культуры и предполагает знание педагогом методологии педагогики и умение применять методологические знания в своей профессиональной деятельности.
Зачем педагогу нужны методологические знания? Может ли он без них обойтись?
Как педагог может применять эти знания в своей профессиональной деятельности? Приведите примеры.
Сравните профессионально-педагогическую деятельность учителя и научно-исследовательскую деятельность ученого-педагога. В чем заключается сходство и в чем различие этих видов деятельности?
II. О пределите основные методологические параметры (цель, задачи, объект, предмет) и методы педагогических исследований по следующим темам (по выбору):
- формирование у студентов педагогических специальностей интереса к профессии педагога в процессе обучения в вузе;
- воспитание методологической культуры у будущего учителя;
|
|
- формирование основных педагогических умений у студентов педагогических специальностей в процессе обучения в вузе.
III. В педагогике приоритет в системе методов педагогической диагностики отдается педагогическому наблюдению. Почему? Что поддается педагогическому наблюдению? В каких случаях наблюдение должно сочетаться с другими методиками изучения педагогических явлений?
IV. Предложите (охарактеризуйте) отдельные методы или «пакет» методик изучения:
- познавательных интересов, способностей учащихся (с учетом специальности);
- нравственной воспитанности школьников;
- эстетических чувств учащихся;
- профессиональных склонностей человека;
- самооценки школьника;
- уровня развития учебной группы, изучения структуры межличностных отношений в ней.
V. Что констатирует учитель (воспитатель), когда жалуется: «Что мне делать с этими детьми?! Ума не приложу»? Об отсутствии у себя каких знаний или умений он говорит? Что бы вы посоветовали такому педагогу?
VI. Пользуясь материалами педагогической печати, изучите описание интересного, по вашему мнению, педагогического опыта. Выделите его основные теоретические и методические идеи. Сформулируйте рекомендации по внедрению изученного вами опыта в практику учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы (вуза).