Преимуществом показателей рентабельности является то, что они практически не подвержены влиянию инфляции

Показатели рентабельности позволяют сопоставлять результаты деятельности в динамике, выявлять тенденции и принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях оптимизации прибыли.

4. Планирование прибыли имеет большое значение для предприятия, т.к. позволяет реально оценить его финансовые результаты, размер платежей в бюджет и возможности расширенного воспроизводства. Методы планирования прибыли на предприятиях в настоящее время не регламентированы. Расчеты выполняются в разрезе видов деятельности. Для планировании прибыли по текущей деятельности используются 2 метода:

1. Метод прямого счета.

2. Аналитический метод.

Расчет прибыли методом прямого счета проводится по отдельным видам или группам продукции с последующим суммированием в целом по предприятию, т.е.

Прибыль плановая = сумма цены * объем продаж - полная себестоимость.

Методом прямого счета плановую сумму прибыли можно рассчитать и следующим образом:

Прибыль плановая = П1 + Птп – П2

Где П1 и П2 – это прибыль в остатках товарной продукции на начало и конец планового периода

Птп – прибыль товарной продукции планового периода.

Прибыль в товарной продукции планового периода определяется исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановой калькуляции по каждому изделию, смет управленческих расходов и расходов на реализацию, а так же отпускных цен.

Прибыль в переходящих остатках готовой продукции рассчитывается по всей их совокупности, т.к. эти остатки в бух учете учитываются не по полной, а по производственной себестоимости, прибыль по ним определяется как разность между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Метод прямого счета достаточно прост, но при большом ассортименте трудоемок. Основным недостатком этого метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на величину прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод применяется для планирования прибыли в целом по предприятию, в отраслях с широким ассортиментом продукции, а так же для проверки расчетов прямым методом. На практике используется два варианта данного метода:

1. На основе показателя затрат на 1 рубль товарной продукции.

2. На основе показателя базовой рентабельности.

З=

Плановая сумма прибыли на основе показателя затрат на 1 рубль товарной продукции = ТПпл *(1-З)

За базу для планирования принимаются затраты на один рубль товарной продукции, сложившиеся за отчетный год, которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в плановом году.

Полученный по формуле результат корректируется на изменения прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

На основе показателя базовой рентабельности. Базовая рентабельность:

Плановая прибыль = Объем товарной продукции * рентабельность базовая

Этот метод позволяет рассчитать прибыль только по сравнимой товарной продукции. Отдельно определяется прибыль по несравнимой товарной продукции и прибыль в переходящих остатках. Путем суммирования этих составляющих определяется прибыль от реализации планового периода.

Алгоритм расчета плановой суммы прибыли:

1. Рассчитывается прибыль планируемого года путем умножения базовой рентабельности на объем товарной продукции планового года, но по себестоимости базисного года.

2. Определяется влияние факторов, не учтенных в базовой рентабельности, таких как – себестоимости продукции, структуры продукции, качества и отпускных цен.

3. Рассчитывается прибыль на весь объем сравнимой товарной продукции.

4. Определяется прибыль в переходящих остатках готовой продукции на начало планового года и на конец планового года.

5. Рассчитывается прибыль от реализации сравнимой товарной продукции (3+ остатки на начало – прибыль в остатках на конец).

6. Рассчитывается прибыль от реализации несравнимой товарной продукции.

7. Рассчитывается общая сумма прибыли от реализации продукции.

Для исчисления общей прибыли по предприятию кроме прибыли от реализации продукции рассчитываются результаты от прочей текущей деятельности, инвестиционной, финансовой и иной деятельности.

На практике для планирования прибыли используется так же метод совмещенного расчета, который сочетает элементы метода прямого счета и аналитического метода.

Стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а расчет влияния на плановую сумму прибыли изменения себестоимости цен, качества и других факторов осуществляется аналитическим методом. Плановый показатель прибыли может корректироваться с учетом изменения экономической ситуации. При этом порогом маневрирования является точка окупаемости затрат.

Планирование прибыли базируется на основе эффекта операционного (производственного) рычага. Это тот запас финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации не получив убытка. Сущность эффекта операционного рычага заключается в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще большему изменению прибыли. Это обусловлено тем, что условно – постоянные и условно – переменные затраты не пропорционально воздействуют на финансовый результат. Чем выше доля условно – постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. При увеличении объема продаж доля условно – постоянных расходов в себестоимости снижается и одновременно снижается воздействие операционного рычага. Поэтому изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами предприятие может воздействовать на величину прибыли. Сила воздействия операционного рычага может быть рассчитана по следующей формуле:

С = =

Пример.

Планируемая выручка 2 млрд. руб. Условные переменные затраты = 1 млрд. 200 млн., постоянные затраты 500 млн.

Выручка =2 000 – 1 200 – 500 = 300

С = (2 000 – 1 200) / 300 = 2,67

Следовательно, любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1: 2,67. Если выручка увеличится на 10%, то прибыль в этом случае увеличится на 27,6 %. Обратный результат будет при снижении выручки.

На изменение прибыли оказывают влияние многие факторы:

1. Изменение объема выпуска продукции.

2. Изменение структуры и ассортимента продукции.

3. Изменение себестоимости реализованной продукции.

4. Изменение цен на реализованную продукцию.

5. Распределение прибыли на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направления использования чистой прибыли находится в компетенции организации. Порядок распределения и использования прибыли на предприятиях фиксируется в уставе и определяется положением, которое разрабатывается экономическими службами и утверждается руководителем. Следует разграничивать понятия распределение прибыли и использование прибыли.

Распределение прибыли -это направление ее части в бюджет, в соответствии с действующим законодательством, а оставшейся части на решение внутренних задач предприятия. При распределении прибыли руководствуются следующими принципами:

1. Прибыль, полученная предприятием, распределяется между государством и предприятием. В первую очередь выполняются обязательства перед бюджетом.

2. Прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов. Состав налогов, их ставки, порядок исчисления и сроки уплаты устанавливаются законодательством.

3. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия направляется на цели, предусмотренные уставом и учредительными документами.

Использование прибыли – это фактическое использование чистой прибыли по целевым направлениям. Чистая прибыль направляется:

* На выплату доходов или дивидендов собственникам имущества.

* На пополнение уставного фонда.

* Покрытие убытков.

* На формирование резервного фонда.

* Внутрихозяйственное перераспределение.

* Формирование фонда накопления и т.д.

В целом же чистая прибыль может иметь фондовую и нефондовую форму использования.

При нефондовой форме использования чистой прибыли составляется смета ее расходования.

6. Безубыточность – это состояние, когда деятельность не приносит ни прибыли, ни убытка. Выручка покрывает только затраты, а прибыль при этом равна нулю.

Безубыточной объем продаж можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, что бы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить предприятию прибыль. С этой целью все затраты предприятия делятся на 2 группы в зависимости от объема производства и реализации продукции:

1. Постоянные.

2. Переменные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: