Понятие ''организация''. Характеристики организации

Практически все формы человеческой деятельности, которые нас окружают, организованы. В конце XX в. организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. В организациях - детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях - люди проводят огромную часть своего времени. Организации (предприятия) создают продукцию и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (государственные учреждения) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдения; организации (общественные) является средством выражения наших взглядов и интересов. Однако эти организованные формы настолько не похожи друг на друга, что возникает вопрос - что может быть общего. Очевидно, некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией.

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организация (от лат organize - сообщаю, стройный вид, устраиваю) может быть определена как разновидность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих определенную общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.(2. С.56)

Применительно к социальным объектам предлагаются, по меньшей мере, три смысла понятия " организация".

Во-первых, искусственное объединение институционального (установленного) характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения какой-либо функции.

Во-вторых, данным термином можно обозначить определенную организационную деятельность, включающую в себя распределение функций, обязанностей и прав, налаживание связей, координацию и т.д. В данном случае, организация - это процесс, связанный с сознательным воздействием на предмет организации. Здесь наблюдается некоторое совпадение с понятием управления.

В-третьих, можно понимать как упорядоченность какого-либо объекта. Тогда как под организацией понимают определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. Это понимание организации - политическая организация общества, эффективная организация; сюда же относятся формальные и неформальные организации.

Предметом теории организации являются организации в первом смысле, как определенные социальные институты.

Первое, что отличает организацию от других объединений людей - это наличие целей. Наличие целей позволяет выполнить основное предназначение организации - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников, которые ее обеспечивают.

Следующий признак - наличие координирующего центра, в роли которого выступают управленческие структуры. В организации, в отличие от свободных объединений, всегда присутствует внутреннее управление.

Для того чтобы организация состоялась, необходим определенный минимум участников. Организации могут состоять от нескольких человек до нескольких тысяч.

И еще один немаловажный признак организации, обособленность ее границ, отделяющих ее от других структур. Как правило, организация представляет собой систему со своей совокупностью элементов, внутренними связями между ними и четко очерченными границами.

Таким образом, организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Она состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Преимущество организаций заключается в том, что человек, становясь членом организации, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально.

''Для организации характерны комплексность, формализация и определенное соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения подразделений организации.

Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, разрешением проблем занимаются высшие руководители. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Принятое соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления. (1. С.35 - 36)

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели;

3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых фирм и т. д.).(1. С. 36 - 37)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: