Целевая установка. Понятие жанра. Жанрообразующие факторы

Понятие жанра. Жанрообразующие факторы

Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединённых сходными содер­жательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.

В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы:

· предмет отображения

· целевая установка (функция) отображения

· метод отображения

Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочерёдно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.

Предмет отображения

Предметом журналистского отображения может стать практи­чески любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределён предметом отображения? Несмотря на устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, всё-таки не стоит соглашать­ся с ним в полной мере. Почему? Да потому, что, например, такие жанры, как очерк и рецензия, действительно имеют разный предмет отображения. Но это нельзя сказать об очерке и информационной заметке. Предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие «предметные совпадения» могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.

Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но от­нюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообра­зии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определённых пределах.

Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем числе случаев находится во внешнем по отношению к этому автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своём внутреннем мире, занимается самоанализом. Это даёт воз­можность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (неравные по объёму их представленности в журналистике) группы:

· Аналитические публикации

· Самоаналитические публикации

Данная пред­метная «развилка», как видим, действительно является постоянным жанрообразующим фактором.

Целевая установка

«Сильным» жанрообразующим свойством обладает целевая ус­тановка журналистского отображения действительности. Так, рас­сказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событи­ем, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В ре­зультате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.

Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной за­метке) автор ориентирует целевую установку на показ определён­ных характеристик предмета отображения в их «свернутом» виде, а во втором случае он «развертывает» такие характеристики и создаёт произведение другого жанрового измерения.

Таким образом, целевая установка проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей ото­бражаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текс­тов, составляющих определённый жанр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: