Понятие жанра. Жанрообразующие факторы
Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы:
· предмет отображения
· целевая установка (функция) отображения
· метод отображения
Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочерёдно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.
Предмет отображения
Предметом журналистского отображения может стать практически любое явление жизни природы, общества, имеющее какое-то значение для человека и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр предопределён предметом отображения? Несмотря на устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, всё-таки не стоит соглашаться с ним в полной мере. Почему? Да потому, что, например, такие жанры, как очерк и рецензия, действительно имеют разный предмет отображения. Но это нельзя сказать об очерке и информационной заметке. Предмет отображения у них может быть один и тот же. И такие «предметные совпадения» могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения.
|
|
Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет значение лишь для некоторых жанровых образований, но отнюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообразии журналистики, имея в виду лишь предмет отображения, можно только в определённых пределах.
Предмет отображения, интересующий автора аналитической публикации, в подавляющем числе случаев находится во внешнем по отношению к этому автору мире. Но иногда он может относиться к внутреннему миру автора. В этом случае автор, рассказывающий о своём внутреннем мире, занимается самоанализом. Это даёт возможность говорить о разделении аналитических жанров, исходя из своеобразия указанных предметов отображения, на две (неравные по объёму их представленности в журналистике) группы:
· Аналитические публикации
· Самоаналитические публикации
Данная предметная «развилка», как видим, действительно является постоянным жанрообразующим фактором.
Целевая установка
«Сильным» жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью — в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.
|
|
Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определённых характеристик предмета отображения в их «свернутом» виде, а во втором случае он «развертывает» такие характеристики и создаёт произведение другого жанрового измерения.
Таким образом, целевая установка проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определённый жанр.