Аналитические публикации являются реализацией рационально-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего журналиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики.
Знание названных выше трёх основных жанрообразующих факторов помогает объяснить многие основные моменты в «рождении» тех или иных жанров. Тем не менее, остаются и некоторые неясности в этом вопросе. Например, два журналиста из разных газет решили написать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсменами, вместе были на пресс-конференции её капитана. Но один написал аналитическое интервью, а другой — аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подготовлены публикации разных жанров. Подобного рода примеров очень много. Как объяснить этот момент жанрообразования?
На наш взгляд, необходимо извлечь из тени исследовательского внимания четвёртый, очень важный жанрообразующий фактор, которым являются методы и формы репрезентации материала аудитории. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблюдению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах журналистики.
Методы репрезентации в журналистике представлены:
ü Мтд. сообщения
ü Мтд. повествования
ü Мтд. изложения
· Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специальном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации.
· Когда кроме метода сообщения применяется ещё и метод повествования, то возникает, например, жанр информационной корреспонденции.
· Когда наряду с этими двумя методами применяется ещё и метод изложения, то появляются жанры «наглядного отображения» — репортажи, очерки, фельетоны.
Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как исходные формы репрезентации материала. Этих форм две:
ü Монологическая
ü Диалогическая
· Применение первой формы — обязательное условие появления «монологических жанров»: корреспонденции, статьи, рецензии и пр.
· Применение второй формы неизбежно порождает материалы «диалогических жанров» — интервью, беседу и т. п.
Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают «гибридные» формы типа «корреспонденция-интервью», «беседа-отчёт» и другие.
Общеизвестным является утверждение о том, что в журналистике (в том числе и в аналитической) идёт постоянное обновление «жанровой палитры», причём предполагается, что наиболее активно оно идёт в такие переломные моменты развития общества, какой мы наблюдаем в настоящее время.
Это утверждение не стоит понимать так, что журналист-аналитик навсегда исключает из круга своих задач, например, применявшиеся им доселе методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Просто меняется характер, форма представленности результатов применения этих методов, показа пути их применения, что приводит к некой «мутации» привычных, устоявшихся форм (жанров), но не к исчезновению их как таковых. Это вызвано необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в обществе в конкретный период его развития.
Так, например, в аналитической статье может быть изменено соотношение «чисто информативного» материала (дополнительного) и «делового анализа» в пользу первого, с тем, чтобы привлечь внимание широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра — она, так или иначе, будет выполнять свою задачу, даже если будет представлять аудитории причинно-следственный анализ в «нетрадиционно» кратком его составе — это значит лишь то, что «проявленность» определённого метода исследования будет в данном тексте просто редуцирована.






