Аналитические публикации являются реализацией рационально-теоретического отображения предмета, заинтересовавшего журналиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что и является задачей аналитической журналистики.
Знание названных выше трёх основных жанрообразующих факторов помогает объяснить многие основные моменты в «рождении» тех или иных жанров. Тем не менее, остаются и некоторые неясности в этом вопросе. Например, два журналиста из разных газет решили написать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсменами, вместе были на пресс-конференции её капитана. Но один написал аналитическое интервью, а другой — аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подготовлены публикации разных жанров. Подобного рода примеров очень много. Как объяснить этот момент жанрообразования?
|
|
На наш взгляд, необходимо извлечь из тени исследовательского внимания четвёртый, очень важный жанрообразующий фактор, которым являются методы и формы репрезентации материала аудитории. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблюдению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах журналистики.
Методы репрезентации в журналистике представлены:
ü Мтд. сообщения
ü Мтд. повествования
ü Мтд. изложения
· Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специальном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации.
· Когда кроме метода сообщения применяется ещё и метод повествования, то возникает, например, жанр информационной корреспонденции.
· Когда наряду с этими двумя методами применяется ещё и метод изложения, то появляются жанры «наглядного отображения» — репортажи, очерки, фельетоны.
Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как исходные формы репрезентации материала. Этих форм две:
ü Монологическая
ü Диалогическая
· Применение первой формы — обязательное условие появления «монологических жанров»: корреспонденции, статьи, рецензии и пр.
· Применение второй формы неизбежно порождает материалы «диалогических жанров» — интервью, беседу и т. п.
Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают «гибридные» формы типа «корреспонденция-интервью», «беседа-отчёт» и другие.
|
|
Общеизвестным является утверждение о том, что в журналистике (в том числе и в аналитической) идёт постоянное обновление «жанровой палитры», причём предполагается, что наиболее активно оно идёт в такие переломные моменты развития общества, какой мы наблюдаем в настоящее время.
Это утверждение не стоит понимать так, что журналист-аналитик навсегда исключает из круга своих задач, например, применявшиеся им доселе методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Просто меняется характер, форма представленности результатов применения этих методов, показа пути их применения, что приводит к некой «мутации» привычных, устоявшихся форм (жанров), но не к исчезновению их как таковых. Это вызвано необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в обществе в конкретный период его развития.
Так, например, в аналитической статье может быть изменено соотношение «чисто информативного» материала (дополнительного) и «делового анализа» в пользу первого, с тем, чтобы привлечь внимание широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра — она, так или иначе, будет выполнять свою задачу, даже если будет представлять аудитории причинно-следственный анализ в «нетрадиционно» кратком его составе — это значит лишь то, что «проявленность» определённого метода исследования будет в данном тексте просто редуцирована.