В соременных условиях теория и практика проблемного обучения разрабатывается, начиная с 90-х годов, на качественной новой основе. Этому способствует прежде всего развитие психологической и педагогической наук. В эксперементальных психологических исследованиях А.М. Матюшкина, К.А. Славской, С.Л.Рубинштейна, а также в работах Ю.Н.Кулюткина, Т.В.Кудрявцевой и др. содержатся предпосылки для решения важной педагогической задачи воспитания мышления, способного открывать новое.
Современные американские теории «учение путём решения прблем» (У.Александр, П.Хальверсон и др.), в отличии от теории Дж.Дьюи, имеют свои особенности:
В них отсутствует чрезмерное подчёркивание значения «самовыражения» ученика и умаление роли учителя.
Утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от крайней индивидуализации, наблюдавшейся раннее.
Методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль.