double arrow

Понятие спроса

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага. То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре, а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляет себя в величине своего объема, которая означает количество товара, которое было бы куплено по определенной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Можно выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:

· цена товара;

· цены прочих товаров;

· доходы потребителей;

· количество потребителей данного товара в целом;

· предпочтения потребителей;

· инфляционные ожидания;

· общий курс экономической политики государства.

Известный экономист А.Маршалл (1842-1924) определил наличие связи между ценой товара и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. В настоящее время под законом спроса понимают обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар за определенный период. Данная зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).

Таким образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, который потребители хотят и имеют возможность приобрести за единицу времени.

На рис.1. изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика откладываются объем спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Из графика можно заметить, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Данная зависимость получила название закона отрицательного наклона кривой спроса.

Рис.1. Кривая спроса на товар

Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя причинами. Во-первых, имеет место так называемый эффект замены, или замещения. Он состоит в том, что при росте цены определенного блага потребитель старается найти ему замену схожим товаром. Так, к примеру, если цена масла увеличивается, то покупатель перейдет на потребление маргарина. А во-вторых, уменьшение количества спроса при повышении цены обозначено эффектом дохода. При увеличении цен на товар, покупатель начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем прежде. Например, если цена мяса увеличится в два раза, то покупатель будет обладать меньшим уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление указанного товара. Наряду с этим существуют и исключения из закона спроса:

1) Низкокачественные товары с невысокими потребительскими свойствами – следует учитывать фактор изменения дохода. Это товары Гиффена.

2) Дорогостоящие престижные товары, которые покупаются с целью подчеркнуть социальный статус их владельца (снижение цен на эти товары уменьшает интерес к ним у особой категории потребителей). Это явление получило название эффект Веблена. Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается мотивацией потребителя: под воздействием эффекта Веблена доминантой является именно цена товара, а не размер по-требления остальных. Под воздействием данного явления кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

3) Эффект присоединения к большинству заключается в желании потребителей приобрести то, что приобретают другие. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

4) Эффект сноба (snob effect). В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

Справедливо, что, так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится в движении. Заметим здесь, что неизменные кривые спроса мы можем обнаружить лишь в учебниках. В чем же причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что здесь в силу сложности функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний реальный доход населения, изменятся численность трудоспособного населения, что может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо. Однако движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа сдвигов. Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига состоит в обратном – величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.

Рис.2. Сдвиги кривой спроса

Таким образом, на основании рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево. Далее особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 3). В общем говоря, изменение величины спроса знаменуется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.

Рис.3. Перемещение по кривой спроса

Также если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится к специальным группам). Однако здесь объем покупок увеличивается за счет снижения цены, а не благодаря увеличению спроса. Данное изменение иллюстрируется перемещением по кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: