Заключение. Одной из главнейших составляющих экономики является теория спроса и предложения, а наряду с ней и понятие эластичности

Одной из главнейших составляющих экономики является теория спроса и предложения, а наряду с ней и понятие эластичности. Заметим, что хотя имеет место большой интерес к исследованию эластичности товара, на практике они осуществляются редко и в основном крупными предприятиями. Причина кроется в самом понятии эластичности, которое связано рядом трудностей именно практического характера, которые и ограничивают реальную ценность измерения эластичности. Так, мы уже упоминали, что все исследования должны проводиться при определенных неизменяющихся внешних условиях, то есть прогностическая ценность эластичности зависит от стабильности данных условий, обеспечить которую затруднительно.

Помимо этого, на практике часто трудно добиться оценок эластичности, достаточно стабильных и надежных для определения на их основе оптимальных цен. Опыт показывает, что точность определения величины ценовой эластичности порой составляет ±25%. Естественно, что подобный разброс недопустим при решении практических задач ценообразования. Поэтому изучение ценовой эластичности как правило дополняется или заменяется изучением ценовой чувствительности на основе исследования системы ценностей потребителей. Главная идея здесь состоит в том, что потребителю предлагается сравнить достоинства товара с затратами на его приобретение и использование. При обеспечении товаром наилучшего соотношения цена/качество, потребитель совершает покупку. То есть, чувствительность к цене характеризуется через воспринимаемую ценность товара. То упрощение, которое мы принимаем при расчете эластичности, говоря о линейной зависимости цены и объема продаж, упускает важные внешние факторы – цены конкурирующих компаний, системы продвижения продукта, имидж товара и т.д. Поэтому важнейшей задачей является именно включать в общее исследование эластичности анализ данных факторов.

Даже в обыденной жизни мы можем столкнуться с «непонятными» слу-чаями, которые вполне объясняются при помощи теорий спроса и предложения, а также теории рыночного равновесия. Именно этим теоретическим знаниям, в случае наиболее полной информированности, при повышении стоимости, например, на белый хлеб, можно предугадать поведение продавцов, возможного дефицита, повышения цен и т.д.

Например, если цена на белый хлеб значительно выросла, то кривая спроса на черный хлеб может сдвинуться как вправо, так и влево. Т.к. рост спроса на белый хлеб может являться результатом изменения спроса на черный хлеб. Например, потребителей при помощи рекламных и пропагандистских мероприятий можно убедить во вредности черного хлеба, и кривая спроса на черный хлеб сдвинется влево. Если же рассматривать увеличение цены белого хлеба в связи с сокращением падения предложения на него, тогда кривая спроса на черный хлеб сдвигается вправо, т.к. справедливой окажется замена более дорогого товара на более дешевый. Если спрос растет быстрыми темпами, то, с учетом фиксированного предложения в данный момент времени, может образоваться некоторый дефицит товара и т.д.

Также, при определенном стечении обстоятельств, специалисты, которые пытаются найти работу недовольны сложившимся уровнем оплаты труда, но при достаточной информированности в области экономики, можно сказать, что при рыночной стоимости средний уровень заработной платы определенных специалистов определяется таким образом: ситуацию на рынке услуг, оказываемых данными специалистами, вполне можно изобразить при помощи кривых спроса и предложения. Совместим на одном графике с осями заработной платы и количества услуг, оказываемых специалистами.

Из этих графиков хорошо видно, что уровень заработной платы определенных специалистов определяется не только спросом на работников, имеющих эту профессию, но и предложением услуг в данной сфере деятельности при некоем уже сложившемся уровне оплаты труда: а именно, взаимодействием спроса и предложения.

Можно отметить лишь то, что речь идет о среднем уровне заработной платы. Эта величина складывается под взаимодействием спроса и предложения, а трудовое законодательство может лишь корректировать и повлиять на данный уровень, установив ограничения.

Если же рассматривать данные явления в аспекте предпринимательской деятельности, трудно переоценить значение вопросов, изложенных в данной курсовой работе. Это следует из необходимости постоянного исследования рынка товаров, работ, услуг каждым производителем, продавцом, посредником с целью определения наилучшего инвестирования собственных и (или) заемных средств в производственную либо коммерческую деятельность, целесообразности развития, своевременной реконструкции, и даже ликвидации объекта предпринимательской деятельности. Так, например, в связи с принятием Указа Президента РБ от 29.12.2006 № 760 некоторые индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, изучив спрос на свой продукт, приняли решение ликвидировать свою предпринимательскую деятельность в связи с неокупаемостью, а часть, просчитав все экономические аспекты и убедившись в прибыльности дела, реорганизовались в унитарные предприятия.

Таким образом, рассмотрев данные вопросы, можно с уверенностью сказать об огромном значении этих сведений не только как объектов экономической теории, микроэкономики и макроэкономики, но и повседневной жизни человека. Ведь именно понимание происходящих вокруг нас явлений служит предпосылкой образованного и процветающего общества.

Список использованной литературы:

1. Гребенников П.И., Леусский А.И «Микроэкономика», С-Пб. 96

2. Гусаков В.Г. Основные объективные законы, закономерности и принци-пы рыночной экономики./В.Г.Гусаков. – Минск: Бел.наука, 2006. – 87 с.

3. Зубко А.Н., Зубко Н.М. Экономическая теория и практическое пособие по экономической теории

4. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и полити-ка: учебник: пер. с английского 16-е изд. – М.: Инфра-М, 2006.

6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.

7. Равичев С., Григорьев С.Сборник задач по экономике 4-е изд. – М.: 2004

8. Равичев С., Григорьев С.Сборник тестовых заданий по экономике 4-е изд. – М.: 2004

9. Рузавин, Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие./ М.: Бан-ки и биржи, ЮНИТИ, 1996 – 423 с.

10. Beчкaнoв Г.C., Beчкaнoвa Г.P. Микроэкономика: Учебник 11. Автономов В.С. Как работает рынок: спрос и предложение

12. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.

13. Бороздин Ю.В. Спрос, полезность и цены в рыночной экономике / Ю.В. Бороздин // Федеративные отношения и региональная политика. – 2006. – №3.

14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования цен / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №5.

15. Игнатов А.В. Анализ влияния эластичности покупательского спроса на цены, издержки и прибыль торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – №2(34).

16. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2006.

17. Маренков Н. Эластичность спроса и последствия ее недооценки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: