Вопросы к занятию

1. Сердце, значение его камер и клапанного аппарата. Кардиоцикл, его структура, изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Систолический и минутный объем крови.

2. Тоны сердца, их происхождение, места выслушивания.

3. Физиологические свойства и особенности миокарда. Автоматия сердца. Потенциал действия проводящей системы сердца. Современные представления о субстрате, природе и градиенте автоматии.

4. Ионные механизмы возникновения потенциала действия кардиомиоцитов. Соотношения возбуждения, возбудимости и сократимости в различные фазы кардиоцикла. Экстрасистолы.

5. Эндокринная функция сердца.

6. Внутрисердечные механизмы регуляции.

7. Внесердечные механизмы регуляции (гуморальные, нервные).

8. Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Рефлексогенные зоны сердца.

9. Основные законы гемодинамики, использование их для объяснения движения крови по сосудам. Линейная и объемная скорость кровотока в различных отделах системы кровообращения.

10. Функциональная классификация кровеносных сосудов. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления.

11. Морфофункциональная характеристика основных компонентов микроциркуляторного русла. Капиллярный кровоток и его особенности. Роль микроциркуляции в механизме обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями.

12. Лимфатическая система. Функции лимфы. Механизмы регуляции лимфообразования и лимфооттока.

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите фазы и периоды кардиоцикла.

2. Назовите тоны сердца, их компоненты, места выслушивания.

3. Какова структура проводящей системы сердца?

4. В чем сущность фазы медленной спонтанной диастолической деполяризации?

5. Какие ионы определяют фазу деполяризации, что происходит с натриевыми каналами в период абсолютной рефрактерности?

6. Какое значение имеет длительный рефрактерный период сердечной мышцы?

7. Что такое закон сердца?

8. Какие выделяют регуляторные эффекты на сердце?

9. Каково влияние избытка ионов калия на сердечную мышцу?

10. Какова структура проводящей системы сердца?

11. Что такое базальный тонус сосудов?

12. Перечислите основные механизмы регуляции артериального давления?

Основная и дополнительная литература к теме

Основная литература

1. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная/ Под ред. А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва: Советский спорт, 2012. -624 с.

2. Агаджанян Н. А. Нормальная физиология:учеб. для студентов мед. вузов / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: МИА, 2012. - 571 с.

Дополнительная литература

1. Бреслав И. С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: рук. для изучающих физиологию человека / И. С. Бреслав, Н. И. Волков, Р.В. Тамбовцева. - Москва: Советский спорт, 2013. - 333,.

2. Медицинская физиология/ под.ред А.Гайтона.-Москва., «Логосфера», 2008.-1296с.

3. Физиология человека Compendium/ Под.ред. Б.И.Ткаченко.,Млсква., «Гэотар-Медиа».,-2009.,-496с.

4. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. - М., «Мир», 1996.- Т.1: 323с., т.2: 641с, т.3: 875с.

5. Физиология человека/ Под. ред Дегтярева В.П.-М. Медицина, 2006

6. Нормальная физиология. В 3 / под.ред. В.Н. Яковлева.-М. Академия, 2006

7. Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам / Под ред. А.С. Солодкова. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998- 179 с

8. Физиология спорта / Под ред. А.С. Солодкова, Е.Б. Сологуб. - С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 227 с

9. Возрастная физиология и школьная гигиена / Под ред. А.Г. Хрипова с соавт.-М: Просвещение, 1980.

10. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе / Под ред. А.С. Солодкова.- С-Пб.: С-Пб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.- 47 с.6.

5. Ткаченко Б.И. Физиологические основы здоровья человека / Под ред. Б.И. Ткаченко. - СПб.-Архангельск, 2001. – 728 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: