Эдуард Николаевич Успенский

(род. в 1937 г.)

Родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт.

1961––окончил Моск. авиац. ин–т. 3 года проработал инженером на моск. з–де авиац. приборостроения.

Свой путь в литературе начал в 1960 г. как писатель-юморист для взрослых—писал стихи и фельетоны кот. публ. в эстрадных сб. библиотечки «В помощь худож. самодеятельности», в газ. «Неделя», «Крокодил». У него совместно с А. Аркановым вышло несколько юмористических книг.

В 1966 г. в ж. «Детская литература» были опубликованы первые стихи ля детей Лит. деятельность начал как писатель–юморист. Еще в студ. годы писал стихи, фельетоны.

1964––член СП СССР.

В школ. годы У. нравилось работать вожатым в мл. классах и в пионер. лагере. «Если бы я не был вожатым, я бы не стал дет. писателем» [1],––признается У. в одном из интервью.

1965 ––вышла 1 кн. стихотв. сб. «Смешной слоненок».

По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Помог ему в этом, как водится, случай...

Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить жаждавший впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и Успенскому уже ничего не оставалось как не задумываясь начать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Т акая фраза у Эдуарда Успенского в голове вертелась. И вдруг... Из-за угла показались два длинных носа — ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки и оттуда выбрался какой-то непонятный плюшевый зверь. «Это же Чебурашка!» — догадался Успенский. И начал рассказывать свою знаменитую сказку...

История про Чебурашку и крокодила Гену очень понравилась маленьким слушателям. Но почему-то совсем не понравилась взрослым начальникам. «У Чебурашки нет Родины!» — восклицали они. «И вообще неизвестно, что это за фрукт (то есть, простите, зверь)!» Но, несмотря ни на что, книжку все-таки напечатали.

Большой успех принес У. цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке:

1966—«Крокодил Гена и его друзья»

1977—«Чебурашка»

1996—«Чебурашка уходит в народ»

1999—«Крокодил Гена—лейтенант милиции»

«Бизнес Крокодила Гены»

«Отпуск Крокодила Гены»

1–я сказ. повесть «Крокодил Гена и его друзья» принесла автору широкую известность.

Один из гл. героев—Гена—представлен не просто как крокодил: он работает в зоопарке крокодилом. Причем, оказывается, не один. Однажды Галя с Чебурашкой зашли к нему в зоопарк и удивились, что Гена как-то вдруг потолстел. Они здороваются с ним, но в ответ слышат: «Я не Гена… Я Валера. Я работаю во вторую смену. А ваш Гена пошел одеваться».

Здесь скрытая пародия на известный анекдот: студент, чтобы немного подзаработать, подрядился служить в зоопарке львам. Однажды в его клетку ворвался настоящий лев. Студент был уверен, что его разорвут, как вдруг лев его спрашивает: «И давно ты тут работаешь?..». «Настоящий» лев, оказывается, тоже работал львом.

У. использует анекдот для своих целей.

Успенский: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из 2-х этапов. Однажды мне предложили написать сценарий к документ. фильму про Одесский порт. Я смотрели отснятые материалы, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась… Образ… сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной явно на вырост. Бедняга…двигалась неуклюже и все время шлепалась на землю. “Ну вот, опять чебурахнулась”,--сказал кто-то из стоящих рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии».

Вспомним, чем занимаются герои «Крокодила Гены..». Поначалу одинокие, разобщенные, они находят друг друга в большом городе и становятся друзьями, а потом помогают и другим существам, нуждающимся в дружеском общении и поддержке, найти себе друзей и единомышленников. В реальности постройка дома—дело трудоемкое. В сказ. же повести «дом рос не по дням, а по часам. Сначала он был Крокодилу по колено. Затем по шейку. А потом и вовсе закрыл его с головой. Все были очень довольны».

Сначала стр-во продвигалось очень медленно. Не потому, что стоить дом тяжело. А потому, что в стр-ве д.б. участвовать не только гл. герои, но и те, «кто хочет подружиться».

У. не только воспроизводит кардинальную фольклор. сказ. схему, но и кардинально трансформирует ее. Из внешнего, как в фольклоре, пространства он переносит ее в пр-во внутреннее, психологическое. Чтобы ликвидировать беду-недостачу герои должны, как в фолькл. сказке пройти свою путь-дорогу, в конце кот. их ждет победа. Но этот путь носит именно внутренний, нравственный характер. Героям не надо в буквальном смысле отправляться в путь, чего требует обязательно народ. сказка (вспомним, если герой не желает слезать с печи, то сама печь отправляется в дорогу). Путь Крокодила Гены и его друзей—это работа души.

Фольклор. и собственно литературная составляющая поэтики повести сливаются воедино, что, вероятно, было одним из немаловажных факторов, обеспечивших всенародный («вседетский») успех повести-сказки.

Каков же нравственны смысл беды-недостачи, претерпеваемой Чебурашкой, Крокодилом Геной и др. персонажами?

Все одни одиноки. А победить одиночество может только дружба.

Идея дружбы—одна из излюбленных идей советской педагогики и шире—советской идеологии, популярная в 50—60-е гг. В связи с известными практическими следствиями этой идеологии безусловно справедливая и глубоко гуманная идея дружбы в жизни сов. общ-ва приобретает официальный характер и в педагогике («Пионеры должны дружить между собой»), и в спорте («Победила дружба»), и в политике («Ун-т Дружбы Народов»).

В результате официального, предписанного сверху характера идея дружбы приобретает в общ. практике 60-х гг. зачастую формальный, «пустой» смысл. Следы такого официального понимания дружбы легко заметны в «Крокодиле Гене…»: недаром герои, желающие подружить всех между собой, прежде всего организовывают учреждение на квартире у Гены, со всеми его бюрократическими признаками: «Закончив уборку, она (Галя) поставила посредине комнаты стул и прикрепила к нему табличку: “Для посетителей”». А потом собираются строить и строят спец. Дом дружбы (это ассоциируется с Домом культуры, Домом офицеров и проч. вполне официальными сов. учреждениями).

Вспомним, как писатель вводит в свое повествование тему одиночества:

«А вы знаете,--вдруг сказала Галя,--сколько в нашем городе таких вот одиноких Чандров и Тобиков?

--Сколько?—спросил Чебурашка.

--Много,--ответила девочка.—У них совсем нет друзей. К ним никто не приходит на день рождения. И никто не пожалеет, когда им бывает грустно!

Гена слушал все это печальный-препечальный. Из его глаз медленно выкатилась огромная прозрачная слеза. Глядя на него, Чебурашка тоже пытался заплакать. Но из его глаз выкатилась малюсенькая-малюсенькая слезинка, Такая, что ее было даже стыдно показывать

--Так что же мы должны делать?— вскричал Крокодил. —Я хочу помочь им!».

Этот отрывок интертекстуально отсылает нас к сказ. поэме К. Чуковского, но смысл его иной, нежели в этой поэме. В нем очень ярко выражена грустная лирическая эмоция, связанная с экзистенциальной трагической ситуацией. Это вечная ситуация отчуждения, «одиночества в толпе», кот. в 60-е гг. активно обсуждалась, в т.ч. в связи со ставшими тогда популярными лит. произведениями, например, Кафки, и проблемами философии экзистенциализма.

У Чебурашки ситуация одиночества и отчуждения усиливается еще 2-мя обстоятельствами:

1.он, живший на природе, в лесу, оказывается в «очень большом городе»;

2.«он похож на бракованную игрушку», и его берут на работу в магазин уцененных товаров—«стоять в витрине, чтобы привлекать внимание прохожих». Т.е. «бракованностью» свидетельствовать о качестве продаваемых в магазине вещей. Мотив отчуждения углубляется чувством неполноценности, уцененности.

«Надо их всех передружить»--говорит девочка Галя обо всех одиноких существах, живущих в городе. Эту фразу можно ставить эпиграфом ко всем повестям У.

Еще охотней, чем когда-то Чуковский, У. пользуется откровенной пародией, вводимой в русло детской игры. Крокодил Гена без особых раздумий заменяет заболевшую приятельницу Галю в роли Красной Шапочки. У него есть опыт худож. самодеятельности. По мнению девочки, если крокодил хорошо играет, никто не заметит подмены. И Гена играет хорошо! Ребята в восторге, только забывает слова спектакля, обстановку, в кот. находится. «А почему ты такая лохматая, бабушка?»--наобум спрашивает Гена волка и получает неожиданный ответ растерявшегося зверя, что у него нет времени побриться…

Пародийный характер приобретает у У. широко известная история про льва Чандра и собачки Тобика. Лев пришел по объявлению—он ищет подходящего друга, и ему рекомендуют собачку, выгнанную на улицу безжалостной хозяйкой. Не беда, что лев большой, а собачка маленькая. Было бы желание дружить!

Объектами пародии для У. могут служить и шедевры бюрократической письменности, и ставшие популярными изречения знаменитых современников, и фрагменты школ. сочинений. Стихия пародирования влияет на жанр и структуру его пр-й: складывается некий каламбур из анекдотов, детских страшилок, броских фраз, приказов, заявлений, протоколов, статей из учебников, газетных передовиц и заметок,--словом, из той «литературы», в кот. Реально погружен современный ребенок. В результате любое пр-е У. превращается в пародию на нашу жизнь и культуру. Эти пародии дают отчасти решение проблемы сатиры в дет. лит-ре.

За веселым, озорным, даже праздничным фасадом сказ. повести У. скрывается, как и в др. его ранних пр-ях, лирическое переживание трагедийности мира. и это сочетание открытой радости и внутренней грусти составляет еще одну характерную особенность худож. манеры писателя.

Скрытая грусть становится открытой во вставной новелле (см. 7 гл.). Важность ее автор подчеркнул, снабдив спец. названием: «Короткая и печальная история маленькой собачки Тобика». Тобик был крошечной собачкой, совсем малюсеньким щенком, когда его принесли в дом будущей хозяйке.

«Ах, какая прелесть!—говорила хозяйка, показывая его гостям.—Не правда ли, он очень мил?»

И гости находили, что он милый и что он прелесть. Все играли со щенком, угощали его конфетами. Шло время, щенок рос. Он уже не был таким симпатичным и неуклюжим, как раньше. Теперь хозяйка, показывая его гостям, не говорила: «Ах, какая прелесть!»--а, наоборот: «Моя собака ужасно некрасива! Но не могу же я ее выгнать из дому? Ведь у меня доброе сердце! Оно в пять минут разобьется от горя!».

Но однажды в дом кто-то принес нового щенка, и Тобика выставили за дверь.

Эта история, в кот. слышны андерсеновские интонации, совсем не сказочна. Она представляет собой конспект большой психологич. повести, демонстрирующей отчужденное трагическое состояние мира, преодолеть кот. можно лишь в сказке: история Тобика закончилась счастливо, но лишь потому, что он встретил Чебурашку.

Образ Шапокляк очень сложен. Иногда генезис этого образа связывают с фольклор. сказкой. Облик старухи вызывает в воображении ее старинного предка—Бабу-ягу. Шапокляк представляет собой персонификацию детских пороков. Она стреляет по голубям из рогатки, нарочно переходит дорогу в неположенном месте. Соединение несоединимого создает комический эффект. При первой встрече с ней дети пугаются: «Галя вскрикнула и влезла с ногами на диван. Гена сорвался с места, забежал в шкаф и захлопнул за собой дверцу». Страх усиливает и «большая серая крыса» на веревочке, неизменная спутница Шапокляк. Она творит зло, чтобы прославиться: «Добрыми делами не прославишься. Я делаю пять зол в день. Мне нужны помощники».

Героев сказки спасает дружба. Пока Крокодил Гена и его друзья строили Дом дружбы, все без него подружились. Каждый нашел свою половинку.

Много неожиданных компонентов вбирают в себя сказки У. Помимо широко разлитого в них инженерного домысла, тут находят место и самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. Иначе говоря, «оживленная» публицистика в том виде, в каком она м.б. доведена до детского сознания.

Повесть–сказка––основной жанр

1972––«Вниз по волшебной реке» [2]

В сказочной повести мы особенно ясно видим смещение сказочного и реального: обыкновенный московский мальчик Митя отправляется погостить в Подмосковье к своей бабке Егоровне и по дороге встречает Серого волка, потом—молочную реку с кисельными берегами (молоко в ней местами слегка прокисло), потом—избушку на курьих ножках, в кот. и живет Егоровна, от скуки превратившаяся в Бабу Ягу.

Это сказка по-настоящему веселая, со множеством разных находок.

«Работая в пионерских лагерях,--сказал он,--я поражался, как плохо знают ребята героев русских сказок. Вот мне и захотелось написать сказку, в кот. участвовали бы почти все персонажи русского фольклора».

Намерение свое писатель выполнил. Кого тут только нет: кот Баюн, Кащей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Лихо Одноглазое, Баба Яга, Домовой, Кикимора, Иван—крестьянский сын, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: