Стихотворение И.И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек.»

"Стонет сизый голубочек" Ивана Ивановича Дмитриева считается классическим образцом поэзии русского сентиментализма. Оно было опубликовано в шестой части "Московского журнала" Н.М. Карамзина за 1792 г. под заглавием "Сизый голубочек". Благодаря изяществу слога и глубине лирического чувства стихотворение стало популярным в обществе, а его создатель попал в число модных поэтов. Собратья Дмитриева по литературному труду дружно восхищались маленьким шедевром. Карамзин в письме к Дмитриеву от 18 июля 1792 г. сообщал: "...Херасков "Сизого голубка" твоего называет прекраснейшею пиесою". В другом письме он делился с другом радостью: "..."Голубок" твой ожил в Петербурге! Ты знаешь, как я люблю его!" (Письма Н.М. Карамзина к И.И.Дмитриеву. СПб., 1866. С. 29,42). Год спустя композитор Федор Михайлович Дубянский положил текст стихотворения на музыку, и нежная, трогающая сердца мелодия зазвучала в столичных гостиных, на шумных балах в губернских городах, в тиши помещичьих усадеб. "Голубок" Ивана Дмитриева вызвал немало подражаний в литературной среде: даже такой маститый поэт, как Н.П. Николев, в 1793 г. опубликовал песню "Полно, сизенький, кружиться, голубочек, надо мной".

В конце жизни И.И.Дмитриев, оценивая пройденный в литературе путь, указывал на этапный характер этого стихотворения:"...начался новый период в моей поэзии, песня моя "Голубок" и сказка "Модная жена" приобрели мне... известность в обеих столицах"(Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. С. 69). "Пиеса" о верном голубке получила популярность в силу высоких идейно-художественных достоинств произведения, актуальности проблематики, свежести форм выражения интимных чувств. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость стихотворения, в нем автор сумел поставить целый комплекс серьезных этико-философских проблем, касающихся взаимоотношений мужчины и женщины. Имея репутацию "дамского стихотворца", Иван Дмитриев создал особую философию любви, показал красоту духовного общения, встал на защиту непреложных нравственных принципов в жизни человеческого сердца. Поэт доказывал в "Голубке", что высшая ценность любви заключается в чувстве ответственности за жизнь и счастье друг друга, в забвении личных эгоистических стремлений ради благополучия ближнего.

Стихотворение И.И.Дмитриева "Стонет сизый голубочек" находится на стыке двух поэтических традиций — сентиментальной и предромантической. С поэтикой сентиментализма песню о голубке роднит тема разлуки, любовных переживаний, женского легкомыслия и неверности. Внутренний мир человека, по мысли "чувствительных поэтов", оказывался беззащитным перед реалиями бытия. Трогательный в наивности своего чувства голубок, тоскующий в одиночестве и погибающий от неразделенной любви, вызывал сопереживание, сочувствие у автора и читателей. Как сентименталист, Дмитриев предпочитал изображать "этического" человека в интимной сфере жизни и рассказывать в стихах только о возвышенном, прекрасном.

С предромантизмом стихотворение "Стонет сизый голубочек" сближает тема рока, преследующего неординарную личность, мотив несостоявшейся любви, ведущей к преждевременной гибели героя. Двуплановость и аллегоричность песни (мир природы — мир человека; голубок и голубка — мужчина и женщина) предвосхищают идею романтического двоемирия. В традиционном "любовном треугольнике" роль антигероя выполняет "злая судьбина", что усиливает знаковый характер образной системы произведения. Для героя предромантизма характерны культ одиночества и противостояния року, неприятие мира, духовный максимализм по отношению к себе и окружающим, состояние внутреннего смятения, персонификация какого-либо нравственного качества (голубок — постоянство и верность в любви, голубка — кокетство и легкомыслие). В предромантической поэзии И.Дмитриева лирическое начало преобладало над эпическим: в стихотворении важным был не столько сюжет, сколько впечатление, им произведенное.

Отказ поэта от классицистической нормативности в искусстве, процесс эмансипации творчества сказался прежде всего на свободной форме стихотворения, которая являет собой образец сложной жанровой контаминации. Иван Дмитриев называл свое творение "нежной песней", подразумевая под этим термином небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для вокального исполнения и отличавшееся простотой содержания, любовным сюжетом, наличием автологичного языка и стиля, монострофичностью и точной рифмовкой. Жанр литературной песни получил широкое распространение в середине XVIII в., когда в русской лирике безраздельно господствовал А.Сумароков и поэты его школы. В последнем десятилетии "безумного и мудрого" столетья логизированная поэзия любви, а также идиллическое изображение чувств пастушков и пастушек, перестали нравиться утонченной публике. Новое время требовало от поэзии новых песен. Русские поэты сентиментального и предромантического направлений открыли подлинный мир человеческих страстей, сумели показать красоту, сложность и драматизм любовных переживаний. Их песни учили стремиться к гармонии чувств и оберегать ее от ударов судьбы, людского невежества и равнодушия. Главным объектом поэтизации стала не буколическая любовь, невинность и чистота, как у классицистов, а интимные отношения между мужчиной и женщиной.

Во времена Дмитриева любовь и влюбленность расценивались в обществе как новация, вошедшая в моду; в дворянский обиход начали входить понятия "искусство любви", "наука страсти нежной". Вот почему особой популярностью в конце XVIII — начале XIX в. стали пользоваться литературные песни Ивана Дмитриева: "Ах, когда б я прежде знала", "Тише, ласточка болтлива", "Видел славный я дворец", "Всех цветочков боле", "Други, время скоротечно", "Юность, юность, веселися". В 1796 г. поэт издал "Карманный песенник", куда, кроме его собственных произведений, вошли стихотворения Ю.А. Нелединского-Мелецкого, Н.М. Карамзина, В.В. Капниста и народные песни.

В "Голубке" И.Дмитриева сильно элегическое начало. Об этом свидетельствуют общий эмоциональный настрой песни, пронизывающее стихотворение чувство утраченной любви, мысль о недостижимости идеала, мотив быстротечности бытия. В произведении Дмитриева органически слились традиции, идущие от философской, тренической и любовной элегии. Философичность песни проявилась в размышлениях поэта о несовершенстве мира, слабости человеческой природы, призрачности земного счастья. Любовная элегия привнесла в стихотворение исповедальность тона, поэтическую взволнованность повествования, интимность темы. Следуя канонам тренической элегии, Дмитриев ввел в текст мотивы финалистичности бытия, скорби об умершем и прославления его нравственных достоинств. Как и в классицистических тренических элегиях, стихотворение было осложнено приемом психологического параллелизма (голубка — Хлоя). Однако именно И.Дмитриев одним из первых в русской поэзии сумел в изящной и не ранящей душу форме рассказать о смерти прекрасного живого существа:

Он ко травке прилегает;

Носик в перья завернул;

Уж не стонет, не вздыхает;

Голубок... навек уснул!

Из буколической поэзии в эту песню пришли элементы идиллии и эклоги. В "Голубке" И.Дмитриева, как и в идиллии, воспеваются естественность чувств героев, природная потребность в любви как залог продолжения жизни. С эклогой стихотворение сближает эпическое начало, полный внутреннего драматизма рассказ о страданиях голубка и голубки. Традиции буколической поэзии сказались на общем пасторальном тоне повествования, на безыскусной условности образов. Дмитриев тем не менее сознательно отказался от классицистических образов пастушка и пастушки, заменив их сентиментально-предромантическими образами влюбленных голубков, что позволило поэту освободиться от необходимости описания атрибутики "золотого века" (овечки, свирель, песни и танцы, невинные радости любви на лоне природы) и использовать устойчивые фольклорные образы, введение в текст которых не требовало авторского комментария.

У стихотворения Дмитриева есть много общего и с любовной балладой, жанром, характерным для сентиментально-романтической поэзии. В "Голубке" развито эпическое начало, его сюжет имеет балладный характер; усиливает сходство наличие в песне мотивов неразделенной любви и добровольного ухода из жизни, а также строгая строфическая форма стиха. Как и басня, произведение Дмитриева иносказательно и дидактично по своей направленности. Нравственный "урок", выраженный в двух последних строках стихотворения, напоминает басенный пуант:

Но, увы! прелестна Хлоя!

Не проснется милый друг!

Аллегоризм образов песни, ее простой, автологический язык, где практически отсутствует метафора, подчеркивают связь этого произведения с салонной басней конца XVIII столетия. Таким образом, в жанровом отношении "Стонет сизый голубочек" И.Дмитриева — литературная песня, осложненная элементами самых различных жанров, популярных в русской поэзии рубежа веков: элегии и идиллии, баллады и басни.

Макроструктура произведения тесно связана с его идейно-тематическим содержанием и особенностями образной системы. В первой части стихотворения рассказывается о страданиях и кончине влюбленного голубка (1 — 5 строфы), во второй — о судьбе его ветреной подруги (6—7 строфы). Двучастность построения подчеркивает антитетизм содержательного рода: верность-измена, жизнь-смерть, вина-искупление. Связь между частями стихотворения осуществляется на идейно-тематическом, сюжетном, образном, пространственно-временном и языковом уровнях. Внешняя структура текста имеет кольцевую композицию, созданную на основе трех пар синтаксических анафор: "стонет сизый голубочек" — "плачет, стонет, сердцем ноя"; "миленький его дружочек отлетел надолго прочь" — "вдруг голубка прилетела"; "голубок навек уснул" — "будит, будит голубка".

Иван Дмитриев воспользовался привычным для русской песни любовным сюжетом, осложнив его мотивами разлуки и гибели влюбленных. Темологичность в развитии действия контрастирует с финальной сценой, характерной для амбивалентных сюжетных построений с их неожиданной развязкой. В стихотворении выделяются две тематически взаимозависимые, в композиционном отношении последовательные и логически завершенные сюжетные линии. Дмитриев использовал так называемый "зеркальный сюжет", в котором вторая часть произведения как бы зеркально повторяет первую, дополняя ее. При этом автор упоминает о предыстории событий, акцентируя внимание на любовной драме, медленном увядании и кончине героев. Схематически сюжет стихотворения можно представить в виде перекрещивающихся синусоид:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: