4.3.1. Проверка мощности двигателя
Так как h = 0,76 получился примерно равным ранее принятому (0,75), то пересчет мощности двигателя (см. [2, с.10, п.5.1]), не производим.
4.3.2. Расчет на сопротивление контактной усталости
Уточнение момента на колесе Т 2 = Т 1 u h = 15,5×32×0,76 = 380 Н×м.
Окружная сила Ft 2 = 2000 Т 2 / d 2 = 2000×380 / 201,6 = 3770 Н.
Расчетное контактное напряжение.[2, с.11, формула (5.2)], МПа,
s Н = (5300 q 1 / z 2) Ö [(z 2 / q 1 + 1) / aW ]3 T 2 K £ s НР, (4.7)
где q 1 = q + 2 x = 8 – 2×0,16 = 7,68 – коэффициент диаметра червяка с учетом
смещения;
К = К b КV – коэффициент нагрузки;
К b = 1 + (z 2 /q)3 (1– X) [2, с.11, формула (5.3)],
где q - коэффициент деформации червяка [2, с.11, табл.5.1]: при z 1=1, q = 8
q = 72;
X – коэффициент влияния режима на приработку зубьев колеса [2, с.11, (5.4)]:
X = S (Ti / T) / (Lhi / Lh)
Согласно циклограмме нагружения (рис.1.2).
X = 1×0,6 + 0,6×0,3 + 0,2×0,1 = 0,8.
Получим К b = 1 + (32 / 72)3 (1 – 0,8) = 1,02.
При v 2 = 0,31 м/с < 3 м/с КV = 1.
Коэффициент нагрузки К = 1,02×1 = 1,02.
Напряжение s Н = (5300×7,68 / 32) = 210 МПа,
что меньше s НР = 225 МПа. Условие прочности выполняется.
|
|
4.3.3. Расчет на сопротивление усталости при изгибе
Напряжения изгиба в зубьях колеса [2, с.12, формула (5.5)]:
s F = Ft 2 K cosg WYF 2 / (1,3 m 2 q 1) £ s FР, (4.8)
где YF 2 – коэффициент формы зуба в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса
zv 2 = z 2 / cos3g W = 32 / cos37,41865 0 = 33;
по [2, с.12, табл.5.3], YF 2 = 1,69.
По формуле (4.8) будем иметь:
s F = 3770×1,02×cos7,418650×1,69 / (1,3×6,32×7,68) = 16,3 МПа,
что меньше s FР = 77МПа. Условие прочности выполняется.
4.3.4. Проверка максимальных напряжений при кратковременных перегрузках.
По формулам [2, с.8, (3.21), (3.22)]:
s Н max = s Н (Т max / T) 0,5 = 210×2,2 0,5 = 311МПа < s HР max
s F max = s F (Т max / T) = 16,3×2,2 = 36МПа < s FР max,
где для II группы материалов [2, с.16, п.6.3.3]:
s Hр max = 2sТ = 2×200 = 400МПа; s FР max = 0,8sТ = 0,8×200 = 160МПа.
Условия прочности выполняются.
4.3.5. Тепловой расчет
Температура нагрева масла в редукторе без вентилятора [2, с.12]:
t 0раб = (1- h) Р 1 / [ K Т A (1 + y)] + 20 0 £ [ t 0раб], (4.9)
где Р 1 – мощность на валу червяка, Вт; Р 1 = 1500 Вт;
К Т = 16 Вт / (м2 град) – коэффициент теплоотдачи для чугунного (или стального) корпуса при естественном охлаждении;
А 20 aW 1,7 – поверхность охлаждения корпуса: А 20×0,125 1,7 0,58 м2;
y = 0,3 – коэффициент отвода тепла в раму привода;
[ t 0раб] = 95 0 С – максимально допустимая температура нагрева масла.
По формуле (4.9) получим:
t 0раб = (1 – 0,76)1500 / [16×0,58 (1 + 0,3)] + 20 0 = 50 0 С < [95 0],
т. е. для данного редуктора достаточно естественного охлаждения корпуса.
При расчете валов обязателен расчет жесткости вала – червяка, от величины прогиба которого зависит нормальная работа червячной передачи.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зубчатые и червячные передачи. Ч.1: Проектировочный расчет: Метод. указания к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения, - 4-е изд., перераб./ НГТУ; Сост.:
|
|
А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков. - Н. Новгород, 2000. – 31 с.
2. Зубчатые и червячные передачи. Ч.II: Проверочный расчет: Метод. указания к курсовому проекту по деталям машин для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения, - 2-е изд., перераб./ НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов, Ю.П. Кисляков, Л.Т. Крюков.- Н. Новгород, 2001. – 24 с.
3. Решетов Д.Н. Детали машин: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:
Машиностроение, 1989 - 496 с.