Экономические инструменты: денежно-кредитные бюджетные

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные средства денежно-кредитной политики - это: а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке; в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ - это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия На хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Различают следующие типы государственного регулирования:
– полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;
– различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
– крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.
Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы.
Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.


Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой.
В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов.
Для ФРГ характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей.
Так, корпоративная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм в Швеции, Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.
В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.
Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.


1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.
Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель государственного регулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

Кейнсианская теория. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США,Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков нароль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так какон рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории,государство должно активно вмешиваться в экономику по причинеотсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящемуобеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, чтогосударство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса,так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежнаяполитика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров -неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путемизменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массыреальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционныйспрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнсрекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этихсредств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшитбезработицу, но и снимет социальнуюнапряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: o высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; o создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; o широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом,позволила ослабить воздействие циклических колебаний на экономику втечение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностямигосударственного регулирования и объективными экономическими условиями.Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высокихтемпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создаваливозможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в70-е года условия воспроизводства резко ухудшились в первую очередь врезультате роста цен на нефть. Был опровергнут закон Филлипса, согласнокоторому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианскиепути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Подвоздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системыгосударственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модельрегулирования. Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государства сталаработа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", вкоторой утверждается, что "свободная игра рыночных сил (принцип "laissezfaire") создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечиватьбезопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, инымисловами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнитьсамостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системырыночной экономики АдамСмит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своихчастных интересов является главной движущей силой экономического развития,увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так иобщества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственнойдеятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, аименно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свободаторговли.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: