Николай св

= Николай чудотворец: Арх. г. и о., Ефим. 2, 149-150, 170-172; МГУ-74, ФЭ-10: 1317, 1351-1352, 1356; Волог. г., Попов, 229; Костр. г., Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 10-11; Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Иван., 93; Минус. о., Путилов, 52; ркп. из Новгорода, Майк., 530-539; Яросл. г., Балов, 427; б. м., Забыл., 323, 344, 346, 387; Майк., 493; великий чудотворец Николай: б. м., Зенб., 1; Николай святитель чудотворец: Волог. г., Шерем., 51-53; ркп. ХVIII в. из Симб. г., Майк., 507-508; Николай святитель, Христов угодник: ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Майк., 505-507; Николай угодник: Амур, Азад., 09; Волог. г., Иванов, 135; Костр. г., Вин. 1, 74; Орл. г., Майк., 488; св. Николай, великий хранитель: Арх. г., Майк., 553-555; Николай, скорый помощник: Арх. г., Ефим. 2, 191; Николай Мирликийский чудотворец: б. м., Забыл., 332; Никола Можайский: б. м., Елеон., 48; Тих. Пам., 352-353; Николай Можаевский: ркп. из Волог. г., Срезн. 03, 148; Николай Святый: б. м., Забыл., 346; Николай: Арх. г. и о., Майк., 501-502; МГУ-73, ФЭ-09: 7514; Николае чудотворец: ркп. из Костромы, Вин. 2, 44-45; св. Николае: ркп. ХVII в., Майк., 457; Никола Чюдотворец: Олон. г., Срезн. 13, 502, 507; Никола чудотворец: Вятск. о., Иван., 21; Никола святитель Христов: Арх. г., Ефим. 2, 166-168; св. чудотворец скорый помощник и теплый заступник Никола: Волог. г., Иванов, 135; Никола многомилостивый: Арх. о., Ив., 44; Никола милостивый: б. м., Бусл., 1511-1513; батюшка Никола: Яросл. г., Сокол., 15; Никола угодник: Карелия, МГУ-60, ФЗ-03: 8642; Никола Великорецкой, Можайский и Мирликийский: Вятск. г., Майк., 503-504; Никола Можайский: Перм. г., Майк., 498; Никола: Ворон. г., Селив., 91; б. м., Майк., 534; Рыбн., 254-255; Арх. г., Ефим. 2, 185-186; Николина ограда: Арх. г., Ефим. 2, 169; Миколай Угодник: Вятск. г., Осокин, 4; Курск. г., Майк., 486, 489; Миколай милостивый: б. м., Забыл., 379; Микола светитель: Костр. г., Вин. 1, 58; Микола многомилостивой: Костр. г., Вин. 2, 88; Микола: Арх. о., МГУ-76, ФЭ-10: 2767-2768.

( 60 упоминаний.

( Имя встречается в новой и старой канонической форме и в форме с заменой [н] на [м], о которой см.: Успенский 1969, 222-223; Успенский 1982, 18-20. Вариант Николае генетически несомненно восходит к вокативу, а часто им и является. Нами он воспроизведен только для тех контекстов, где очевиден Им. п.

(Помогает: в пути; в охоте; в охоте на лис, горностаев и другого пушного зверя (завлекает зверей в ловушки); улучшить улов рыбы; вызвать дождь и прекратить его; пасти скотину (приговор при первом выгоне); закрепляет слова; закрепляет слова выговариванием.

Защищает: людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр (преобладает); людей от врагов вообще; людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий (преобладает).

Исцеляет: людей от всех болезней; младенцев от грыжи; людей от килы (нарывы, разнообразные опухоли, в том числе грыжа); людей от кровотечения из ран; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от 12 нечистых духов; помогает при родах; людей от рожи (болезнь); людей от укуса змеи; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др. (преобладает); людей от усовей (воспаление внутренних органов, колотье, в том числе в ушах; ср. также злое мифологическое существо усов в сербских заговорах: Раденкови(1982, 396); людей от хомута (опоясывающая боль туловища); детей от родимчика (детская болезнь); скот от всех болезней.

Избавляет от огненного змея, летающего к девице.

( Может сидеть на золотом стуле на Окияне море и отстреливать из лука уроки и призоры (сглаз). В списке святых втыкает луками и копьями болезнь на сине море, песчано море, "на темные леса, на зыбучие болота". В заговоре от усовей едет по золотому морю на золотом корабле.

( Память св. Николая, архиепископа Мир Ликийских и чудотворца (род. ок. 280 г.) - 6 дек. (Никола Зимний) и 9 мая - перенесение его мощей (Никола Весенний [Теплый])

( O культе св. Николая на Руси см.: Успенский 1982. Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", он избавляет от потопления в воде, бед и печали (Щапов, 64). "Ему молятся о помощи в разных бедах, почитают его питателем вдов и сирот..." (Ганченко 1995, 194). На Вологодчине считали, что он помогает в путях и дорогах (Адоньева, 11).

( В сербских заговорах св. Никола, св. Еврем и св. Jован едут на белом коне и прогоняют или уносят болезни (Раденкович 1989, 127).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: