Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем

Воспитательная система – это единый общественный организм, действующий при условии взаимодействия основных воспитательных элементов (таких как цели, субъекты! содержание и способы деятельности, отношения) и располагающий интегративными характеристиками, такими как образ жизни коллектива и его психологический климат (Л. И. Новикова). В настоящее время бытуют разнообразные воспитательные системы, основанные на теоретических моделях и философских учениях. 1. Воспитательные системы вальдорфских школ. Они существуют с начала XX в. (основоположником является Рудольф Штейнер), основываются на антропософском учении, ключевым моментом которого является понятие об отражении в человеке трех миров – физического, духовного и душевного. 2. Воспитательная система школ глобального образования. В модели Роберта Хенви глобальное образование – это единство измерений: развитие объективного мировоззрения, постижение состояния планеты и динамики ее процессов, кросскультурная грамотность. В модели М. Боткина обучение заключается в переходе от неосознанного приспособления к миру к сознательному предвидению, которое создается инновационным подходом, состоящим из предвосхищения и сопричастности. 3. Воспитательная система «справедливое сообщество». Она возникла в школах США в 1960-е гг. Основана на идее Л. Кольберга о том, что воспитание – это переход личности от низшей стадии морального развития к более высокой. 4. Воспитательная система общей заботы. Создателем является И. П. Иванов. В основе этой воспитательной системы лежат следующие принципы: социально полезная деятельность детей и учителей, их сотрудничество, творчество, соуправление и самоуправление. Главный метод такой воспитательной системы – коллективное творческое дело. 5. Воспитательная система школы диалога культур. Основателем является С. Курганов. Основные положения В. С. Библер: 1) переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры; 2) изучение диалогизма как основного определения мысли; 3) процесс обучения – это процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в начало; 4) основное содержание – это прохождение «точек превращения». 6. Гуманистическая воспитательная система современной школы. Ведущая идея – направленность на личность ученика, его интересы и способности. Используются методики коллективной творческой деятельности. 7. Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс – сравнительно новый тип школы, который соответствует современным требованиям. Интенсивное внимание направлено не только на содержательную, психолого-педагогическую сторону, но и на организационную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: