Воспитательная система школы

Воспитательная система, с точки зрения большинства ученых, имеет самую сложную структуру. Она включает в себя следующие компоненты:

- цель;

- субъекты воспитания (воспитатель и воспитанник);

- взаимодействия и взаимоотношения между ними;

- воспитательная деятельность и гуманное общение как основные сферы взаимодействия, в которых формируются многообразные отношения;

- содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия

Под системой воспитательной работы в школе, как правило, понимается система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, дел, мероприятий, игр и т.д., направленных на решение поставленной воспитательной цели. Ее можно считать подсистемой воспитательной системы школы, поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать их в неразрывном единстве. Только в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности представляется целостная система школы, в которой реализуются задачи формирования личности ребенка. К этим задачам можно отнести, во-первых, развитие у детей научного мировоззрения (целостной картины мира), во-вторых, формирование гражданского самосознания, в-третьих, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, в-четвертых, формирование креативно-творческого мышления, в-пятых, формирования самосознания и Я-концепции личности ребенка.

Системообразующим компонентом воспитательной системы является цель как образ предстоящего результата, как совокупность требований общества к ребенку в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ общества школе. Именно цель определяет характер и своеобразие содержания, способов и форм воспитательной работы. Неотъемлемыми компонентами воспитательной системы являются воспитатели и воспитанники, которых правомерно называют субъектами воспитания, подчеркивая их равнозначную активную, преобразовательную позицию в воспитательном процессе. Суть воспитания заключается в своевременном «переводе» ребенка из позиции объекта воздействия педагогов в позицию субъекта взаимодействия. Таким образом, воспитательное взаимодействие становится еще одним важным компонентом системы, в которое субъекты неизбежно вступают.

Характерными чертами педагогического взаимодействия являются направленность воспитательной деятельности на развитие и саморазвитие личности ребенка (целенаправленность), создание условий дляразвития природной заданности ребенка, его личностного и духовного потенциала (гуманистический характер), приоритет инновационных подходов к организации воспитательной деятельности (творческий характер), согласованность, партнерство, равенство в совместном взаимодействии педагогов и воспитанников (демократический характер), нацеленность на перспективу развития личности ребенка (опережающий характер взаимодействия).

К видам педагогических взаимодействий относятся: педагогические (взаимодействия между воспитателями и воспитанниками), взаимные (межличностное взаимодействие со взрослыми, сверстниками, младшими), предметные (взаимодействия воспитанников с предметами материальной и духовной культуры), отношение к самому себе.

Следствием воспитательных взаимодействий являются сформированные воспитательные отношения и взаимоотношения субъектов воспитательного процесса. Под отношениями понимается целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение характеризует тот конкретный смысл, который имеют для ребенка отдельные объекты, явления, процессы. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений ребенка влияет на формирование его личностного отношения к самому себе, отдельным людям, социуму, природе, окружающему миру, материальным и духовным ценностям. А.С. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений к себе, людям, природе, окружающему миру.

Особое место в системе отношений занимают межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Таким образом, мы выделяем важность еще двух компонентов воспитательной системы: воспитательная деятельность и гуманное общение. Именно содержание, методы и формы воспитательной деятельности и гуманного общения, в конечном итоге, способствуют достижению цели воспитания – формирования гармонично развитой личности ребенка. Большую роль в этом плане играет одно из ведущих средств воспитания – здоровый общешкольный коллектив воспитателей и воспитанников. Развитию педагогического коллектива как основы формирования гуманных отношений уделяли внимание многие известные педагоги и ученые (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.А. Караковский др.).

Ядром (клеточкой)воспитательной системы, в которой отражаются все ее элементы (цель, субъекты воспитания, их деятельность и общение, содержание, способы и формы воспитательного взаимодействия), является воспитательная ситуация. В данном контексте воспитательный процесс можно представить как совокупность воспитательных ситуаций, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка.

В этом плане нам очень важно отметить, что любая воспитательная ситуация внешне выражается в конкретных формах, т.е. мероприятиях, играх, делах, событиях школьной жизни детей. Следовательно, подвергая тщательному структурному анализу воспитательную систему в целом, мы показали и алгоритм анализа отдельных ее элементов (клеточек), которые могут быть выражены в конкретных формах воспитательной работы в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: