Коллектив – объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: Он является результатом сознательных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности.Учебный коллектив - это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым закономерностям. Учебный коллектив требует индивидуального подхода. То, что срабатывает по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприменимым к другой. Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе.Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно.На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из учащихся, имеющих различные взгляды, различные отношения к коллективной жизни. Организатором является педагог. Руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности. Первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, то есть активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм. Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у Большинства членов коллектива, требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Руководитель должен изучать, межличностные взаимоотношения членов коллектива, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя. На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности. Это позволяет перейти на уровень самоуправления. совпадения взглядов. Ученический коллектив - группа учеников, объединённых общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью.

Взаимодействие семьи и школы. Родительские собрания (общешкольные и классные). Деятельность классного руководителя по взаимодействию с семьей обучающихся. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитания. влияния семьи и школы. Сотрудничество со школой: 1) педагогич. работа. с родителямими (род. собрания); 2) пед. просвещение род-лей; 3) индив. консульт. с родителями. Коллективные: Пед. лекторий привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания, предполагает вооружение родителей систематическими. знаниями основ теорииии воспитания. Пед. всеобучение лучше начинать в нач. классах, т.к. здесь заклад отношение к школе, пед. просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители шк. Университеты пед. знаний предполаг более сложные ф-мы работы родителей по овладению теории воспит, занятия предусматр. лекции и семинары. Науч-практич конференция родителей по проблемам воспит. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспит, в течение года проводится ее теоретич и практич изучение в школе и семье. Родительский день треб большой подготовки. Схема: 1.концерт в акт зале, 2.встреча в классах, 3.посещение выставок, 4.спортивные соревнования, 5.просмотр худ фильма уч-ся, 6.фильм для родителей. Родит собрание – традицион ф-ма работы. Один из подходов – проблемная формулировка тем собраний. Может помочь заранее составл вопросник. Индивидуальные: посещение семьи, пед поручение, пед консультации. Кл. рук. (обучно опыт-й учит) занимается внекл. восп. раб., орган. общ. полез. труд, нравствен. и эстет. деят. уч-ся, созд. кол-в класса. Функции классн руководителя: 1)воспит-ие нравств-ти уч-ся. 2)организ-я колл-ва класса 3)развитие познавательных интересов 4) охрана здоровья шк-ов. 5) тесный контакт с родит-ми. Обязанности кл руководителя: 1)всестороннее изучение уч-ся.(наблюдение, беседа) 2) контроль успеваемости и дом.работы. 3)вовлечение уч-ся в кружковую работу. 4) работа с семьей. 5)ведение личных дел уч-ся. Планирование воспит-й работы. 1) определить уровень воспит-ти класса. (что хор., что плохо) 2) разработка внеклассных мероприятий. (беседы, экскурс., вечера) 3) разработка мероприятий по решению ведущей воспит-й задачи. (как повысить кач-во самост.раб) 4) офрм-ние плана воспит-й работы (по датам). Ф-ции - формы: освобожденная, кл.рук. нескольких кл.,совмсщ.с ф-цией учителя, Авторские - история пед.насчитывает мн-во. Макаренко - теория коллектива. Сухомлинский. Пед-новаторы:80е гг. Никитин -система закаливания детей в семье. Ананашвили младшие шк. Иванов - с использованием методов коллективной творческой деятельности. Гуманистическое направление - Бондаревская. Каждый кл.рук.создает собственную систему с учетом целей, содержание, формы, методы, субъект; объект, результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: