Метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC)

Валовой доход представляет собой произведение цены единицы товара на количество единиц продаваемой продукции (P ґ Q). Для продажи каждой дополнительной единицы продукции монополист может понижать цену. Это показано в табл. 1

Показатели колонки 3 в таблице получается умножением соответствующих значений колонки 1 на данные колонки 2. Колонку 4 получаем из колонки 3, вычитая из каждого последующего значения валового дохода величину, предшествующую ей. Например, 41 - 0=41; 78 - 41=37; 111 - 78=33 и т.д. Из колонки 3 видно, что валовой доход растет, несмотря на понижение цены товара до продажи 11 единиц и достигает максимума, т.е.231 рубля в нашем примере. Монополист снижает цену, но зато расширяет объем продаж. Но, начиная с 12-й единицы продукта, при снижении цены до 19 рублей и ниже, валовой доход начинает уменьшаться. Теперь проигрыш от низких цен уже не компенсируется выигрышем от расширения продаж - валовой доход последовательно сокращается.

Графически динамика валового дохода выглядит так, как это отражено на рис.3. Кривая валового дохода фирмы-производителя в условиях несовершенной конкуренции имеет "холмообразный" вид.

На этом же графике изображена и кривая валовых издержек (TC). Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC максимальна. Это видно из графика:максимальное расстояние между TR и TC будет соответствовать расстоянию между точками A и B, т.е. когда произведено 9 единиц продукции. Не нужно при этом смешивать максимум валового дохода и максимум общей прибыли: при выпуске 11 единиц достигается наибольший объем валового дохода TR, но максимум прибыли, будет достигнут при 9 единицах продукции.

43) Максимизация прибыли на рынке чистой монополии. Метод сравнения предельного дохода и предельных издержек.

Другой способ определения прибыли требует сопоставления предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. Он определяется как разница между TRn и TRn-1 (см. табл.1, колонка 4). Каков же будет MR в условиях несовершенной конкуренции?

Изобразим графически динамику предельного дохода и спроса в условиях несовершенной конкуренции (на вертикальной оси - предельный доход и цена, на горизонтальной оси - количество продукции) (рис. 4).

Из рисунка видно, что линия MR снижается быстрее, чем линия спроса D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены. Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш. Из табл.1 видно, что валовой доход увеличивается при увеличении количества выпускаемой продукции.

В таблице 2 на цифровом примере показана динамика средних общих (валовых) и предельных издержек фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Основные обозначения в табл. 2 имеют следующее содержание: 1) TC=Q ґ AC - валовые издержки равны произведению количества товара Q на средние издержки AC; 2) MC=TC n -TC n-1 - предельные издержки равны разности между валовыми издержками n единиц товара и валовыми издержками n-1 единиц товара; 3) TR=Q ґ P - валовой доход равен произведению количества товара на его цену; 4) MR=TR n -TR n-1 - предельный доход равен разности между валовым доходом n единиц товара и валовым доходом n-1 единиц товара.

Колонки 2, 3, (табл.2) характеризуют условия производства фирмы монополиста, а колонки 5, 6, 7 - условия продажи.

Поведение на рынке фирмы-монополиста будет определяться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Почему? Потому, что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно - к валовым издержкам. Эти величины - предельный доход (MR) и предельные издержки (MC). Фирма-монополист должна все время сопоставлять эти величины пока разность между MR и MC положительная, фирма расширяет свое производство. Можно провести такую аналогию: как разность потенциалов обеспечивает движение электрического тока, так и положительная разность MR и MC обеспечивает расширение производства фирмы. Когда MR=MC у фирмы исчезают стимулы увеличения производства. Но какая при этом установится цена в условиях несовершенной конкуренции? Каковы при этом будут средние издержки (AC)? Будет ли соблюдаться формула MC=MR=P=AC?

Обратимся к табл. 2 Монополист, конечно, стремится установить высокие цены на единицу продукции. Однако если он установит цену 41 руб., то продаст лишь единицу товара, и его валовой доход составит 41 руб., а прибыль (41-24)=17 руб. Прибыль - это разница между валовым доходом и валовыми издержками. Предположим, что монополист постепенно снижает цену и устанавливает 35 руб. Тогда он сможет сбыть 4 единицы. При этом его валовой доход будет равен 140 руб. (35 ґ 4), а прибыль (140-72)=68руб. Следуя кривой спроса, монополист, снижая цену, может увеличить объем продаж. Например, при цене 33 руб. он продаст уже 5 единиц. И хотя при этом будет уменьшаться прибыль на единицу товара, общая величина прибыли будет возрастать. До какого же предела в условиях несовершенной конкуренции будет понижать цену монополист, стремясь увеличить свою прибыль? Очевидно, до того момента, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (MC), в данном случае при продаже 9 единиц товара (строка 9 табл. 2).

Именно при этом объем прибыли будет максимальным, т.е. (225-117)=108 руб. если монополист понижает цену ниже 25 руб. (т.е. ниже цены, при которой получен максимальный объем прибыли - 108 руб.), например, до 23 руб., то результат будет таков: продав 10 единиц товара, он получил бы предельный доход 5 руб., а предельные издержки при этом составили бы 10,5 руб. следовательно, продажа 10 единиц товара по цене 23 руб. привела бы к уменьшению его прибыли (230-127,5)=102,5 руб.

В условиях несовершенной конкуренции для фирмы-монополиста равенство предельных издержек и предельного дохода (MC=MR), достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство: MC=MR=P=AC. При несовершенной конкуренции:

(MC-MR)<AC<P.

Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая TR и ТС при различных объемах выпуска продукции, тот же результат получится, если сравнить MR и MC. Другими словами, максимум различия между TR и TC (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

На рис. 5 видно, что положение равновесия на рынке фирмы-монополиста определяется точкой E (точкой пересечения MC и MR), от которой проводим вертикаль до прямой спроса DD. Таким образом, узнаем цену (P1), обеспечивающую наибольшую прибыль фирме-монополисту (точка E1). Заштрихованный прямоугольник показывает то, что называется монопольной прибылью (в точке E3 вертикаль E1Q1 пересекает кривую средних издержек AC).

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства MC=MR. В условиях несовершенной конкуренции фирма руководствуется тем же правилом - сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MC и MR. И фирма расширяет производство вплоть до момента равенства MC=MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2. При совершенной конкуренции именно в точке E2 происходит совпадение предельных издержек (MC), минимального значения средних издержек (AC) и уровня продажной цены (P). Если бы цена P2 установилась на уровне точки E2, то не было бы и монопольной прибыли. Другими словами, монопольная прибыль превышает нормальный уровень прибыли в условиях совершенной конкуренции.

Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1 до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит фирме в условиях несовершенной конкуренции, и она не желает "испортить" свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает особый дефицит, который и поднимает цену выше предельных издержек. Дефицит в данном случае означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях неограниченной (совершенной) конкуренции. Это видно и из графика на рис.5: Q1<Q2.

Монопольная прибыль в модели с ограниченной конкуренцией трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

Важный вопрос: а насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью? Очевидно, это будет зависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции добавочная прибыль (выше нормальной) сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же существуют препятствия для вхождения в отрасль новых фирм, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: