Определение максимально полезного товара

Варианты выбора товаров Предельная полезность, MU Цена, условных денежных единиц Средняя предельная полезность, MU/P
А      
Б      
В      

В табл. 1 показано, что потребительский выбор покупателя, ориентирующегося на максимизацию полезности, выявит нерациональность расходования денег на товары А и В, поскольку наибольшую полезность имеет товар Б со средней предельной полезностью 30. Руководствуясь правилом потребительского выбора, покупатель может достичь равновесия путем замещения менее полезных товаров более полезными. Замещение одного товара другим требует соизмерения максимального количества товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара.

Увеличение полезности от объема затрат на приобретение товара Б должно уравновесить снижение закупок товара А. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Увеличивая потребительский эффект, потребитель соизмеряет не только полезность товаров, но и их цены, которые позволяют определить рациональные пропорции закупаемых товаров. В данном случае покупатель действует по правилу максимизации полезности, которое заключается в таком распределении денежного дохода, когда последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продукта, приносит одинаковую предельную полезность. Если потребитель уравновесит свои предельные полезности в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Суть правила можно записать в виде уравнения

где MU1, MU2,..., MUn – предельные полезности товаров; P1, P2, Pn – цены товаров.

Потребительское равновесие достигается в том случае, если общая полезность, полученная при данном денежном доходе, не может быть повышена путем увеличения доли затрат на один товар за счет уменьшения другого товара.

Вопрос 4. Экономическая сущность предпринимательской фирмы. Виды фирм

Предприятие (фирма) – самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, владеющая определенным набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг.

Основные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли. Последнее в тоже время является и целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что в условиях рыночной конкуренции именно получение определенной величины прибыли дает возможность предприятию удерживать и укреплять свои позиции на рынке. Эта цель может быть достигнута только при оптимальной комбинации применяемых производственных факторов, инновационной политике, хозяйственном риске.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно пла­нирует основные направления и условия своей деятельности, распоряжается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Оно само выбирает деловых партнеров, вступает в договорные отношения с ними, само организует внешнеэ­кономическую деятельность. Организационные формы уп­равления также определяются самим предприятием. Оно свободно в выборе видов хозяйственной деятельности и реализует последнюю в рамках существующего законода­тельства. Предприятие само определяет организационную структуру, структуру управления, штатное расписание.

В предприятии как хозяйственной единице заключается единство производительных сил и производственных отно­шений. Поэтому следует различать технико-экономическую и социально-экономическую стороны деятельности предпри­ятия. С точки зрения первой предприятие рассматривается как организационная форма производства, как определен­ный тип кооперации труда, направленной на экономию общественного труда, с точки зрения второй - как хозяйст­вующий субъект в системе производственных отношений.

Наиболее типичными признаками предприятия, харак­теризующими его как первичное звено в производственной структуре народнохозяйственного комплекса, являются его экономическая обособленность и хозяйственная само­стоятельность. Экономическая обособленность предпри­ятия предопределена его сущностной природой как това­ропроизводителя, осуществляющего свое индивидуальное воспроизводство. Она проявляется в обособлении ресурсов предприятия в виде замкнутого хозяйственного оборота; осуществлении воспроизводства за счет результатов своей хозяйственной деятельности, наличии специфических эко­номических интересов. Экономическая обособленность предприятия в известной мере относительна, ибо полнос­тью обособиться от общественного производства ни одна составляющая его единица не может. Поэтому степень такой обособленности обусловлена формой собственности и уровнем обобществления производства.

Хозяйственная самостоятельность есть форма проявле­ния экономической обособленности предприятия. Она вы­ражает имущественно-правовые отношения предприятия как юридического лица и потому является одной из сторон хозяйственного механизма экономической системы. От многообразия форм собственности и направлений хозяйственной деятельности зависит функционирование различных видов предприятий.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: