Социальные группы и общности

Социальная группа – совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и др. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции – иными словами, закладывается фундамент социальной жизни. Принадлежность к группе обеспечивает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного взаимодействия с другими людьми.

Классификация социальных групп 1. В зависимости от того, в какой мере индивид осознает свою принадлежность к группе, различаются: а) номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (межличностные отношения в таких группах практически не опосредствованы никакой деятельностью); б) реальные группы – группы, принадлежность к которым определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности (пол, возраст, профессия);

в) агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудиторные группы).

2. В зависимости от размера выделяются: а) большие группы (социальные слои, этнические сообщества), б) средние группы (производственные объединения, территориальные общности); в) малые группы (семья, дружеская компания).

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей: 1) социально-классовые (классы, социальные слои); 2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); 3) этносоциальные (национальные и этнографические группы); 4) социально-территориальные (город, деревня, регион); 5) социально-профессиональные

42) Социология труда: теории, предмет и категории
На сегодня, социология труда - наиболее развитая область российской социологии. Это повлияло на появление некоторых экономических специальностей. Например, в 1987 году во многих вузах специальность "социология и экономика труда" заменила "экономику труда". А это показатель того факта, что без социального знания уже невообразим продуктивный процесс руководства в трудовом коллективе.
Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Социология труда представляет собой одну из специальных социологических дисциплин, предметом которой служат отдельные общественные явления и специфические связи в процессе трудовой деятельности между конкретными явлениями и процессами, образующими в своей совокупности общество как целое.
Мотив - это побуждение индивида, социальной группы или общности людей к активной деятельности. Этот позыв напрямую связан с целью удовлетворить определенные потребности, которые, в свою очередь, можно определить как заботу личности о достатке необходимых условий для собственного существования и самосохранения.
Мотивы в сфере трудовой деятельности могут служить для реализации многообразия функций, которые оказывают влияние на поведение работника. К этим функциям принято относить следующие пять:
· Оправдательная, когда в мотиве закладывается отношение индивида к должному, к нормируемому снаружи стандарту, эталону поведения, социальной и нравственной норме.
· Направляющая, когда мотив ориентирует поведение работника в ситуации выбора вариантов поведения.
· Мобилизующая, когда при необходимости мотив концентрирует все силы работника для осуществления значимых для него видов деятельности.
· Смыслообразующая, когда мотив обусловливает субъективный смысл данного поведения работника, выявляя его личностный смысл.
· Опосредующая, когда мотив появляется на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их воздействие на поведение.
Наиболее популярная теория о мотивации и потребностях - пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Он говорил, что все потребности можно разделить на следующие группы:
1. Физиологические потребности;
2. Необходимость безопасности;
3. Любовь и сопричастность;
4. Уважение и самореализация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: