Основные компоненты культуры

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие). К-ра – это прежде всего характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ценности, нормы, традиции, критерии, оценки регулируют взаимоотношения людей, объединяют людей в единую целостность – общество. Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, иск-во, лит-ру, мифологию, религию). К-ра – это то, что отличает человека от животного.

Осн компоненты культуры:

- Нормы – это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего в повседневных, ситуациях. Нормы можно классифицировать по многим основаниям (н научной и хоз-ой деятельности, н, характерные для военнослужащих и т д.). Особое значение имеет деление на моральные (опираются на силу общественного мнения, чувство долга, совести, стыд) и правовые нормы (это четко зафиксированные законы, их выполнение контролируется гос властью, не соблюдение – санкции, применяемые спец учреждениями). Например, обычаи и представления.

- Мораль или нравы – если это не привить, то общество деградирует. Все моральные нормы фиксируются в личностном понимании.

- Законы – это определенные правила, которые проводятся в жизнь специальной организацией, имеющей право применять силу.

- Ценности – это общие представления, которые дают критерии для сравнения, установления иерархии людей, предметов по достоинству, красоте и моральным качествам.

- Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом, как эквивалент чего-то другого.

- Язык – соц структурированная система звуковых и знаковых образов с конкретным или часто неоднозначным смыслом.

- Мифы – универсальная структурная форма сознания. Сейчас мифы принимают другие формы (мифы рекламы).

- Идеология – 3 значения: 1) специфические виды убеждений, 2) идея или убеждения, которые являются искаженными или ложными, 3) вся совокупность идей и убеждений, которые охватывают разные сферы и доминирует в обществе. Ид-гия в современном обществе выполняет ту же функцию, чем мифы в примитивном обществе. Ид-гия дает целостную картину мира, акцентируя внимание на месте человека в мире.


Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.

Ценность – есть цель сама по себе., к ней стремятся ради нее самой, т.к. она идеал. Это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое. Ценностное содержание явлений побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становятся ценности.

Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим..

Ценностное познание - мировоззренческие представления, сформированные на базе ведущих ценностей. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания. Процесс познания всегда сопряжен с оценками. Оценка организует деятельность, в том числе познавательную.Оценки основываются на понятии ценность. Для ученых в качестве непосредственных внутренних ценностей выступают познавательная информация, истинное ее содержание, научная картина мира, стиль научного мышления, методы, методики проведения экспериментов и т.д.


ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

Под образованием понимается устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей.

Не всегда образование существовало как отдельный социальный институт. Например, его не было в примитивном обществе, где вовсе отсутствовали школы.

А впервые этот институт появился в доиндустриаль-ном обществе. Только после Великой французской революции в индустриальных обществах образование стало отдельным социальным институтом и перестало быть элитарным и приобретшим массовый, демократический, доступный для многих характер.

Так как образование является социальной системой, которая имеет свою структуру, то в качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, это педагоги и учащиеся, учебный процесс как вид социально-культурной деятельности.

Внутри системы образования находится человек, на него воздействует нравственное, эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие. Это можно объяснить тем, что ведущей функцией образования является гуманистическая функция.

Понятие социализации как функции образования представляет собой включение растущего человека в общество, и сегодня оно расширено до уровня и включения личности в мировоззрение пространства.

Еще одной из важнейших функций образования является функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, сохранения устойчивости социальной структуры общества.

Пока общество стабильно и защищено, воспроизводство его удовлетворяет большую часть населения, тогда содержанием образования являются нормы и ценности данного общества.

Регулятивная функция образования заключается в функционировании социальных институтов и обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества с помощью создания шаблонов поведения. В результате этого поведение человека становится предсказуемым, человек ожидает и знает, чего ждать от окружающих его людей.

Интегративная функция образования заключается в сплочении между собой социальных групп, которое происходит под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей. В обществе все больше встречается функция активизации социальных перемещений, это связано с тем, что в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием.

Функции института образования делятся:

– на открытые – задачи освоения знаний, навыков, социализации;

– латентные – воспроизводство социального неравенства.

Еще одна функция, которую выполняет образование, – это социальная селекция. Эта функция характеризуется получением каждой личностью своего образования, которое является неодинаковым для всего населения. Следствием этого являются сертификация установленных образцов, занятие соответствующих мест на производстве, разделение труда и т. д.

Социальная структура образования выступает как формирование способностей личности быть мобильной, динамичной, обретающей устройство, главным образом не в опоре на традиции, а в динамическом развитии и самореализации.

34) Социокультурная динамика в современном российском обществе. Сущность и характер изменений, социальные последствия
Любая социальная система строится на социокультурной матрице. Социокультурная матрица – это основа зарождения и условие развития всех форм социальных институтов, социальных отношений и личного опыта.
Основными сферами жизни человека являются: экономика, религия, культура и среда обитания. Они тесно переплетаются между собой и взаимодополняются. Именно благодаря этим сферам формируется целостный мир мотивов и ценностей, представлений и идентичности, стереотипов и шаблонов мышления и поведения, как отдельного человека, так и целых народов. Поэтому, когда ставится вопрос об изменении социальных систем, необходимо, прежде всего, рассматривать социокультурную трансформацию.

36) Социальные нормы и ценности, их роль в современном обществе
Социальная норма выполняет следующие функции
. 1. Нормы призваны ориентировать и 2. регулировать поведение людей в различных ситуациях. Регулирующее воздействие состоит в том что, норма устанавливает границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижений. 3. социализирует личность; 4. оценивает поведение; 5. Предписывает модели должного поведения. 6. Средство обеспечения порядка.
1. Обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. 2. Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что по крайней мере некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. 3. Институциональные нормы совокупность специально разработанных норм и обычаев, касающихся важных моментов деятельности О, воплощенные в соц институтах. 4. Законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения
Ценности – разделяемые в О убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Соц ценности – значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям и интересам О, групп, личности.
Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. ЦО внутренне обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социсе образцами культуры и выражают собственное представление о должном, хар-ют жизненные притязания.
Классификация ценностей. 1. Традиционные (ориентированы на сохранение и воспр-во сложившихся норм и целей жизни) и современные (возникают под влиянием изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными) и второстепенные. 3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) иинструментальные (одобряемые в данном О средства достижения целей). 4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.


38) Понятие и теории социальной стратификации
Стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому. Однако объяснение ее характера, основ исторической эволюции, взаимоотношений конкретных форм остается одной из ключевых проблем социологии. И для того чтобы в этом разобраться, необходимо знать интеллектуальную традицию: теории, в которых освящалась эта проблема.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Термин «стратификация» изначально термин геологический. Там он служит для обозначения расположения пластов Земли по вертикальной линии. Социология унаследовала данную схему и сделала строение общества, наподобие строения Земли размещая социальные слои общества тоже вертикали. Основанием для данной схемы строения служит так званая лестница доходов, где бедняки имеют самую низшую ступеньку, средний класс населения - среднюю, а богатый слой - верхнюю.
Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.
Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.
Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.
Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).
Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: