Категория «этнос» (греческое слово — «ethnos») означает племя, народ и определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и особенностями культуры (включая язык, обычаи, традиции, самопознание и т.д.)
Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и экономической жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общность территории. Признаки, выражающие системные свойства уже существующего этноса и отделяющие его от другого этноса, —это язык, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки, т.е. компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют так называемую этническую культуру, обладающую специфическим для неё стилем.
Одной из разновидностей этнической группы является раса. Человеческая раса — это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое проявляется в особом сочетании таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и особенности телосложения.
|
|
Социальные исследователи считают, что нет такого феномена, как раса, основанная на объективных биологических различиях. Они полагают, что раса формируется на социальной основе или на основе воображаемых биологических признаков, что отличает её от других групп.
С разложением феодального строя и зарождением капитализма возникает новая форма общности людей — нация.
Этническое (национальное) самосознание — отражение сознания нации и другой этносоциальной общности в индивидуальном сознании их членов, выражающее результат усвоения последними представлений об историческом опыте, состоянии и перспективах развития своего народа (этноса), его ценностях и нормах, а также о его месте и роли среди других народов и взаимоотношения между ними.
Корни национализма и национальные чувства находятся на уровне “коллективного бессознательного”. У той или иной этнической группы за всю тысячелетнюю историю накапливаются мифы, символы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием другой нации, народности. Они часто связанны с оскорблением или унижением национального достоинства. Сами по себе они могут вести, а могут и не вести к этническим конфликтам. Всё дело в исторической ситуации
После Октябрьской революции центр (Россия) как бы “встряхнул отсталую окраину”, произошла мобилизация периферии. Это результат официальной политики советского режима, считает Айзенштадт. Индустриализация перемалывала в прошлом слаборазвитые народы. В результате периферия оказалась довольно тесно связанной с центром, а наиболее активные её представители были допущены в элитные слои быстро растущей советской бюрократии. Возникло противоречие между сравнительно высоким уровнем развития элиты периферии и попытками политическими средствами вогнать её в пассивное послушание. Так была заложена мина под здание СССР. Подобная перспектива, по мнению автора, грозит и самой России
|
|
50) Семья как социальный институт и социальная группа. Тенденции развития современной семьи
Социальные статусы.
Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы.
Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым.
Основной статус — это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями., социализации и материальному обеспечению детей
Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.
Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.
Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:
биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),
воспитание и социализация молодого поколения,
воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,
сексуальный контроль,
забота о нетрудоспособных членах семьи,
эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).