Концепция непрерывного образования

В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция общественного производства обусловливала постоянство структуры и содержания образования. Сложился тип «конечного» образования, при котором однажды полученные человеком знания сохраняли свою ценность на протяжении всей его профессиональной деятельности. Но в наше время революционных темпов обновления техники и технологии, форм организации труда скорость их изменения стала превосходить темпы смены поколений людей. Возникли невиданные прежде подвижность и изменчивость общественного производства, требующие постоянной корректировки содержания, характера и направленности профессиональной деятельности. Осложнилось или сделалось практически невозможным эффективное исполнение своих обязанностей представителями целого ряда категорий трудящихся – от рабочих до руководителей.

Сохранение «конечного» образования в нынешних условиях было бы чревато обострением проблем функциональной неграмотности, технологической безработицы, возникновением дефицита политических, экономических, правовых, технических, социально-психологических и экологических знаний, усилением отчуждения человека от труда, природы, общества и самого себя.

К тому же сложившаяся прежде система образования углубляет также социальные противоречия. Профессиональная некомпетентность, низкая правовая культура, неумение вести политический диалог, социальная безответственность, экономическая и экологическая неграмотность, игнорирование опыта отечественной и мировой истории и культуры затрудняют выбор жизненной позиции для многих членов общества. Поэтому потребность в постоянном обновлении знаний, поддержании на требуемом уровне готовности выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции обусловила появление в настоящее время различных видов неформального, продолженного, параллельного образования, инициативных его форм и самообразования, призванных в определенной мере компенсировать недостатки прежней системы. Создались объективные предпосылки интенсивного перехода к таким формам образования, как повышение квалификации рабочих и специалистов, переподготовка кадров, различные формы дополнительного образования взрослых. Однако остаются неизменными сложившиеся звенья общей и профессиональной подготовки, сохраняется ориентация на «конечность» образования.

Стало очевидным, что обучение взрослых – это как бы вершина айсберга, основание которого уходит в общеобразовательную подготовку, в раннее детство. Компенсаторное образование (по принципу компенсации недостающих знаний) не привело к появлению целостности образовательной системы. Простое дополнение существующих звеньев новым, без качественного изменения содержания и форм их работы, не внесло в существующую практику образования непрерывности, не разрешило возникших противоречий, а лишь привело к перегрузке обучающихся.

Необходимо переосмыслить целевые функции образования как системы, задачи ее отдельных ступеней и звеньев, пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования, его взаимосвязи с другими видами и формами общественной практики, место и роль образования как социального института в жизни человека и общества.

В современных условиях задача обучения состоит прежде всего в том, чтобы вооружить обучаемого «путеводителем» в обретении знаний и правилами пользования ими. Поиск конкретных сведений должен осуществляться обучающимися во время самостоятельной, творческой работы путем формирования подвижных проблемно-ориентированных баз знаний – знания «под задачу». Только в этом случае возможен переход знаний в умения. Постоянное повышение системности своей деятельности необходимо каждому образованному человеку, и уже поэтому обучение системному подходу должно быть важной составной частью современного образования.

Переход к непрерывному образованию предполагает смену типа учения с информационно-репродуктивного на активно-творческий, продуктивный. При этом возникает проблема учебника нового типа, служащего не только для отражения содержания обучения, но и задающего четкие ориентиры творческого овладения им. Учебники должны соответствовать многоуровневой, иерархической системе знаний, предполагать возможности использования видеоряда в компьютерном обучении, контрольных заданий и педагогических тестов для контроля и самоконтроля уровня усвоения содержания обучения.

Принципиально меняются и требования, предъявляемые к педагогическим кадрам любого непрерывного обучения. Традиционный тип преподавателя – информатора, транслятора учебной информации при этом уходит в прошлое. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания и человековедения, одним из ведущих условий развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: