Образование как социокультурный феномен

Понятие «образование» имеет следующие аспекты:

Ø образование как ценность;

Ø образование как система;

Ø образование как процесс;

Ø образование как результат.

Ценностная характеристика образования предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная.

Государственная ценность образования отражает тот факт, что моральный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого государства зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы. Поэтому важны технологии, способные обеспечить престиж образования, осознание его государственного значения. Без этого практически немыслимо решение существенных проблем мотивации и стимулирования в сфере образования (имеются в виду как внешние проявления – приоритетность образования в государстве, поддержка соответствующими материальными и моральными инвестициями со стороны государства, так и внутренние побуждающие мотивы и стимулы получения образования человеком).

Общественная ценность образования имеет в основном те же предпосылки. Отличие в том, что государство и общество – понятия не идентичные. Далеко не всегда понимание и тем более стремление государства и общества к развитию образования совпадают.

Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Здесь можно выделить внешние и внутренние стороны.

Внешние обстоятельства обусловлены, прежде всего, престижными, в том числе и материальными, соображениями (что может дать образование соответствующего уровня человеку в данном обществе).

Внутренние мотивы и стимулы идут из глубины биосоциальных потребностей любого нормального человека, его естественного стремления к знаниям. Внутренние мотивы и стимулы в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы образовательной среды, в которую попадает человек. В этом смысле естественное стремление человека ко все более глубокому познанию и преобразованию окружающего мира должно взаимодействовать с искусственно созданной педагогической средой в учебных заведениях, технологией образовательной деятельности. Иными словами, векторы, отражающие внутренние образовательные потребности личности и педагогически обоснованные способы удовлетворения этих потребностей, должны совпадать по направлению, взаимно усиливая и поддерживая друг друга, формируя своеобразную равнодействующую этих векторов.

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Иными словами, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Образование – это трансляция культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. Поэтому все отчетливее видна зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

Образование – это практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. В связи с этим образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

Одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

Образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:

Ø двусторонность взаимодействия педагога и ученика;

Ø направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;

Ø единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;

Ø взаимосвязь всех структурных элементов: цели – содержания образования и средств достижения образовательных задач – результата образования;

Ø реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.

Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие человека – это результат реализации всех функций образовательного процесса в их единстве.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развитие личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющая решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, путем группировки учащихся по успеваемости; разделения учебных дисциплин на обязательные и по выбору; классификации учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составления индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией.

Диверсификация – это многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса для достижения успеха, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, определять тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера).

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массивным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения. Она получила наибольшее распространение во всем мире именно в последние десятилетия – в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов видеотехники, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Вид (тип) современного образования определяется прежде всего характером образовательно-воспитательной системы: ориентацией на освоение того или иного вида человеческой деятельности, возможностью освоения культурных ценностей, достижений науки и техники. Это объясняется тем, что все образовательные и воспитательные учреждения концентрируют основы развитых научных знаний и высшие образцы социокультурной деятельности человека своей эпохи. В целом образование подразделяется на домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее.

По разным основаниям выделяются следующие виды образования:

Ø по типу и качеству освоения научных знаний – философское, биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и другие типы;

Ø по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное;

Ø по виду и мастерству освоения человеческой деятельности – музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское и другие виды образования;

Ø по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное образование и так далее;

Ø по масштабу освоения культурных ценностей человеческого сообщества – национальное, отечественное, европейское, международное;

Ø по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое и другие;

Ø по сословному признаку – элитарное и массовое образование;

Ø по типу преобладания направленности содержания образования – формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественнонаучное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование.

Основания для развития образования – это его новые концепции и модели на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений; новые государственные образовательные стандарты, нормативно-правовые документы, новые источники, механизмы и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы, а также частично и со стороны родителей учащихся. Однако, формы и способы управления у них разные.

В процессе получения образования того или иного типа человек может достигать определенного уровня и качества. В этом смысле выделяются начальное, среднее, неполное высшее и высшее образование. Каждый уровень подтверждается государственным документом – свидетельством об окончании школы, среднего специального учебного заведения, справкой о прослушанных курсах в высшем учебном заведении или дипломом о высшем образовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: