Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу

По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним.

М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
ПОНЯТИЕ СРЕДНЕГО КЛАССА:
Средний класс -- социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования (квалификации), и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и незначительной - низкооплачиваемой частями населения. К функциям среднего класса относят поддержание стабильности в обществе.

Впервые понятие «средний класс» использовал драматург Еврипид ок. 420 г. до н.э. в своей трагедии "Умоляющие". Он выделял 3 класса: богачей, бедняков и средний класс.

Далее понятие «средние слои» применительно к обществу использовал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта социальная прослойка, тем стабильнее будет и само общество. "Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй... Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому как бедняки стремятся к имуществу богатых."

Более определенно черты среднего класса проявляются в Новое время, когда рождается тип европейского буржуа. В XIX в. понятие «среднего класса» стали употреблять достаточно широко, обозначая им также фермеров и вообще все категории не слишком богатого, но материально независимого населения.

В социологическую лексику понятие «средний класс» вошло в 1920-е гг. Это было вызвано критикой марксистской концепции общественного устройства, согласно которой в капиталистическом мире царит поляризация, есть лишь два класса: буржуазия и пролетариат, а все остальные существующие социальные слои и прослойки рано или поздно сольются с ними. Неравномерность развития мировой экономики, экономические кризисы вызвали к жизни процессы как укрупнения (монополизации), так и диверсификации собственности. В результате появились различные формы распределённой собственности: кооперативные, командитные, акционерные. Как следствие этих процессов возник значительный слой людей, владеющих частями распределённой собственности: долями, паями, акциями, вкладами в государственные и частные пенсионные фонды и т.п. Вмарксизме понятие «средний класс» при капитализме применяется ко всем, кроме пролетариата и буржуазии. Таким образом, в него включаются крестьяне, ремесленники, интеллигенция. Доля этих групп в производстве постоянно уменьшается, отсюда по Марксу средний класс постепенно исчезает с развитием капитализма.

В начале XX в. к среднему классу относили мелких предпринимателей. Но затем в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которых также стали относить к среднему классу. Обычно в западном обществе в качестве основных объективных критериев выделения среднего класса называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения как представителя «социальной середины».


№8СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Общество находится в постоянном движении, развитии. Меняется социальная структура, сменяются люди, выполняющие те или иные социальные роли, занимающие определенные статусные позиции. Соответственно в постоянном движении находятся и индивиды как основные элементы социальной структуры общества. Для описаний этого перемещения индивида по социальной структуре общества и существует теория социальной мобильности. Ее автором является Питирим Сорокин, который в 1927 году ввел в социологическую науку понятие социальная мобильность.

В самом общем смысле под социальной мобильностью понимается изменение статуса индивида или социальной группы, вследствие чего он (она) изменяет свое положение в социальной структуре, приобретает новые ролевые наборы, изменяет свои характеристики на основных шкалах стратификации. Сам П. Сорокин определил социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

В процессе социальной мобильности происходит постоянное перераспределение индивидов в рамках социальной структуры в соответствии с существующими в этой системе принципами социальной дифференциации. То есть та или иная социальная подсистема всегда имеет фиксированный или закрепленный в традиции набор требований, которые предъявляются к желающим стать акторами этой подсистемы. Соответственно, в идеале, в наибольшей степени преуспеет тот, кто в большей степени соответствует этим требованиям.

Например, обучение в вузе требует от молодых людей и девушек усвоения учебной программы, при этом основным критерием выступает эффективность этого усвоения, что проверяется во время зачетной и экзаменационной сессий. Тот, кто не удовлетворяет минимальному уровню требований к его знаниям, теряет возможность продолжать обучение. Тот же, кто успешнее остальных усваивает материал, повышает свои шансы на эффективное использование полученного образования (поступление в аспирантуру, приобщение к научной деятельности, высокооплачиваемая работа по специальности). Добросовестное выполнение своей социальной роли способствует изменению к лучшему социального положения. Таким образом, социальная система стимулирует желательные для нее виды индивидуальной и коллективной деятельности.


Типология социальной мобильности:

В рамках современной социологии выделяют несколько типов и видов социальной мобильности, которые призваны дать возможность полного описания всей гаммы социальных перемещений. В первую очередь, выделяют два типа социальной мобильности - горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.

Горизонтальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне. Например, смена места жительства, смена вероисповедания (в религиозно терпимых социальных системах).

Вертикальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации. То есть, при вертикальной мобильности происходит улучшение или ухудшение социального статуса. В связи с этим выделяют два подтипа вертикальной мобильности:

а) восходящая мобильность - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа);

б) нисходящая мобильность - перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: