Основной формой социальных общностей являются социальные группы

Общество в своей конкретной жизненной реальности высту­пает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллек­тивах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социаль­ная группа — это своеобразный посредник между отдельным ин­дивидом и обществом. Это та непосредственная среда, в которой возникают и развиваются социальные процессы. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность-общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определеннойсоциальной группе, посредством которой он участвует в жизни об­щества. Членство в различных группах определяет статус и авто­ритет человека в обществе.

Исторические типы общества социология выделяет из всего разнообразия обществ, которые существуют сейчас или когда-либо. Объединяются они на основании похожих критериев. Так, например, если главным признаком служит письменность, то исторические типы общества делятся на письменные и дописьменнные. Первые имеют алфавит и фиксируют свою речь в книгах, компьютерах или на других носителях. А вот дописьменные говорить умеют, а записывать звуки – нет. Ведь и в наши дни существуют нецивилизованные племена.
Согласно второй классификации, исторические типы общества группируются на простые и сложные. Такое разграничение основано на степени расслоения в социуме и на количестве уровней управления. Простые общества – это первобытные племена. У них нет разделения на бедных и богатых, подчиненных и руководителей. Сложные общества имеют несколько уровней управления. Социальные слои его населения располагаются по мере убывания доходов. Можно провести аналогию и сказать, что дописьменные общества совпадают с простыми, а письменные – со сложными.
Третья классификация основана на способе добывания средств существования. Согласно ей, исторические типы общества бывают нескольких типов. Самый древний и самый длительный (сотни тысяч лет) – собирательство и охота. Ими жили в период протообщества или человеческого стада. Со временем охота переросла в скотоводство, а собирательство – в огородничество. Это произошло тогда, когда люди поняли, что выгоднее приручать животных, а не постоянно убивать их, и выгоднее выращивать растения, а не просто собирать. Вместе с переходом к оседлому образу жизни от кочевого, с земледелием зародилось государство. Появились классы, города, письменность – основные признаки цивилизованного общества. На смену аграрной цивилизации более двухсот лет тому назад пришла индустриальная. Ее основные признаки – дымящие заводы и городские кварталы. Некоторые специалисты выделяют еще и постиндустриальное общество, сменившее в развитых странах индустриальное в конце 20 века. В нем преобладает уже не промышленность, а сфера обслуживания и информатика. Его признаки – огромные супермаркеты, компьютеризированные производства, космические станции.
Выделенные типы общества в социологии на современном этапе представляют собой синтез всех известных ранее классификаций. Создателем новой модели признан американский ученый Даниел Белл. Разделив на три стадии современную историю: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную, он определил и соответствующие им исторические типы общества. Смена одного этапа другим влечет за собой изменения технологий и способов производства, форм собственности, социальных институтов, политических режимов, культуры, образа жизни, количества населения, структуры социума. Для традиционного (доиндустриального) общества характерно сельское хозяйство в качестве определяющего фактора развития, а церковь и армия в роли главных институтов. В индустриальном преобладает промышленность во главе с фирмой и корпорацией. В постиндустриальном обществе основной фактор развития – теоретические знания, которые сосредотачиваются в университетах. У этой исторической триады имеется множество вариантов, предложенных другими известными социологами. Итак, сказанное выше подводит к определенным выводам. Развитие человечества состоит из трех стадий, которым соответствуют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Время перехода от фазы первобытной до традиционной называется неолитической революцией. А переход от доиндустриального общества к индустриальному – революцией промышленной

№6 Социальная группа

Социальная группа -- совокупность людей, имеющих общий социально значимый признак, общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.

По мнению Роберта Мертона: "Социальная группа -- это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих себя частью группы и признающихся членами этой группы с точки зрения других людей". В данном случае, принадлежность к той или иной социальной группе рассматривается как основа для самоидентификации личности.

Признаки социальной группы:

· наличие внутренней организации;

· общая (групповая) цель деятельности;

· групповые формы социального контроля;

· образцы (модели) групповой деятельности;

· интенсивные групповые взаимодействия;

· чувство групповой принадлежности или членства;

· ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие;

· ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.

Содержание понятия "социальная группа" включает в себя ряд моментов, которые выступают критериями отличия социальных групп от практических, номинальных, "групп на бумаге" и групп вообще. Такими свойствами являются:

· социальная интеракция -- активное коммуникативное взаимодействие, как внутригрупповое, так и межгрупповое;

· стигматизация -- «наклеивание ярлыков», по которым распознается членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (узнаваемый образ в массовом сознании по характерным признакам);

· сигнификация -- коммуникация между членами группы осуществляется с помощью особых знаковых систем, «кодов» (сленг,общие названия, одежда, внешняя символика, особые ритуалы, манеры и т.д.);

· хабитуализация -- то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе (стиль жизни данной группы, коллективные привычки, повседневные обыкновения);

· идентификация -- отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы -- другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе--выходе», а также через механизм социального контроля (цензы, коды, символы, кодексы и т.д.);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: