Девятое, кристальное небо, или Перводвигатель – Ангелы
Когда, скорбя о жизни современной
Несчастных смертных, правду вскрыла мне
Та, что мой дух возносит в рай блаженный, –
То как, узрев в зеркальной глубине
Огонь свечи, зажженной где-то рядом,
Для глаз и дум негаданный вполне,
И обратясь, чтобы проверить взглядом
Согласованье правды и стекла,
Мы видим слитность их, как песни с ладом, –
Так и моя мне память сберегла,
Что я так сделал, взоры погружая
В глаза, где путы мне любовь сплела.
И я, – невольно зренье обращая
К тому, что можно видеть в сфере той,
Ее от края оглянув до края, –
Увидел Точку[1687], лившую такой
Острейший свет, что вынести нет мочи
Глазам, ожженным этой остротой.
Звезда, чью малость еле видят очи,
Казалась бы луной, соседя с ней,
Как со звездой звезда в просторах ночи.
Как невдали обвит кольцом лучей
Небесный свет, его изобразивший,
Когда несущий пар всего плотней,
Так Точку обнял круг огня[1688],[1689] круживший
|
|
Столь быстро, что одолевался им
Быстрейший бег,[1690] вселенную обвивший.
А этот опоясан был другим,
Тот – третьим, третий в свой черед – четвертым,
Четвертый – пятым, пятый, вновь, – шестым.
Седьмой был вширь уже настоль простертым,
Что никогда б его не охватил
Гонец Юноны[1691] круговым развертом.
Восьмой кружил в девятом; каждый плыл
Тем более замедленно, чем дале
По счету он от единицы был.
Чем ближе к чистой Искре, тем пылали
Они ясней, должно быть оттого,
Что истину ее полней вбирали.
При виде колебанья моего:
«От этой Точки, – молвил мой вожатый, –
Зависят небеса и естество.
Всмотрись в тот круг, всех ближе к ней прижатый:
Он потому так быстро устремлен,
Что кружит, страстью пламенной объятый».
И я в ответ: «Будь мир расположен,
Как эти круговратные обводы,
Предложенным я был бы утолен.
Но в мире ощущаемой природы
Чем выше над срединой[1692] взор воздет,
Тем все божественнее небосводы.
Поэтому мне надобен ответ
Об этом дивном ангельском чертоге,
Которому предел – любовь и свет:[1693]
Зачем идут не по одной дороге
Подобье и прообраз?[1694] Мысль вокруг
Витает и нуждается в подмоге».
«Что этот узел напряженью рук
Не поддается, – ты не удивляйся:
Он стал, никем не тронут, слишком туг».
Так госпожа; и дальше: «Насыщайся
Тем, что воспримешь из моих речей,
И мыслию над этим изощряйся.
Плотские своды[1695] – шире иль тесней,
Смотря по большей или меньшей силе,
Разлитой на пространстве их частей.
По мере силы – мера изобилий;
|
|
Обилье больше, где большой объем
И нет частей, что б целому вредили.
Наш свод, влекущий в вихре круговом
Все мирозданье, согласован дружно
С превысшим в знанье и в любви кольцом.[1696]
И ты увидишь, – ибо мерить нужно
Лишь силу, а не видимость того,
Что здесь перед тобой стремится кружно, –
Как в каждом небе дивное сродство
Большого – с многим, с малым – небольшого
Его связует с Разумом его».[1697]
Как полушарье воздуха земного
Яснеет вдруг, когда Борей дохнет
Щекой, которая не так сурова,[1698]
И, тая, растворяется налет
Окрестной мглы, чтоб небо озарилось
Неисчислимостью своих красот, –
Таков был я, когда со мной делилась
Своим ответом ясным госпожа
И правда, как звезда в ночи, открылась.
Чуть речь ее дошла до рубежа,
То так железо, плавясь в мощном зное,
Искрит, как кольца брызнули, кружа.
И все те искры мчались в общем рое,
И множились несметней их огни,
Чем шахматное поле, множась вдвое.[1699]
Я слышал, как хвалу поют они
Недвижной Точке, вкруг нее стремимы
Из века в век, как было искони.
И видевшая разум мой томимый
Сказала: «В первых двух кругах кружат,
Объемля Серафимов, Херувимы.
Покорны узам,[1700] бег они стремят,
Уподобляясь Точке, сколько властны;
А властны – сколько вознесен их взгляд.
Ближайший к ним любви венец прекрасный
Сплели Престолы[1701] божьего лица;
На них закончен первый сонм трехчастный.
Знай, что отрада каждого кольца –
В том, сколько зренье в Истину вникает,
Где разум утоляем до конца.
Мы видим, что блаженство возникает
От зрения, не от любви; она
Лишь спутницей его сопровождает;
А зренью мощь заслугами дана,
Чьи корни – в милости и в доброй воле;
Так лестница помалу пройдена.[1702]
Три смежных сонма, зеленея в доле
Вовеки нескончаемой весны,
Где и ночной Овен[1703] не властен боле,
«Осанною» всегда оглашены
На три напева, что в тройной святыне
Поют троеобразные чины.
В иерархии этой – три богини:[1704]
Сперва – Господства, дальше – Сил венец,
А вслед за ними – Власти, в третьем чине.
В восторгах предпоследних двух колец
Начала и Архангелы витают;
И Ангельская радость наконец.
Все эти сонмы к высоте[1705] взирают
И, книзу[1706] власть победную лия,
Влекомы к богу, сами увлекают.
И Дионисий[1707] в тайну бытия
Их степеней так страстно погружался,
Что назвал их и различил, как я.
Григорий[1708] с ним потом не соглашался;
Зато, чуть в небе он глаза раскрыл,
Он сам же над собою посмеялся.
И если столько тайных правд явил
Пред миром смертный, чуда в том не много:
Здесь их узревший[1709] – их ему внушил
Средь прочих истин этого чертога».