В социальной работе

1. Понятие о принципах и правилах исследования в социальной работе.

2. Этические проблемы исследовательской деятельности в социальной работе.

3. Структура и логика организации исследования в социальной работе.

Основные понятия: принципы исследования; гносеологические принципы; объективность; научность; единство логического и исторического; концепция, концептуальность, принцип концептуального единства; принцип системного подхода; диалектика, принцип изучения социальных явлений в их развитии; деятельностный подход; аналитико-синтетическое изучение объектов и процессов; социальный детерминизм, надежность, достоверность, валидность, исследовательский подход, этапы исследования, логика исследования, формы организации исследования, пилотажное исследование, панельное исследование, лонгитюдное исследование; трендовые, когортные, поколенные исследования; социальное обследование; полевое исследование; этические принципы исследования.

Основополагающий принцип любого научного исследования – объективность. Исходный принцип профессиональной деятельности специалиста по социальной работе – исследовательский подход.

Кроме того, в социально исследовании должны быть использованы общенаучные гносеологические принципы:

Системный подход – ориентирует исследователя:

а) на выделение в исследуемом явлении/процессе, прежде всего, интегративных инвариантных (неизменных) системообразующих связей и отношений;

б) на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным;

в) предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов в развитие личности как системного целого.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении изучаемого социального процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Данный принцип предполагает опору в социальной работе на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход исходит из того, что деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Вот почему, чтобы помочь клиенту выйти из трудной жизненной ситуации, необходимо в меру возможностей вовлечь его в разные виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Т.е. ребенок/взрослый должен быть обязательно переведен в позицию субъекта познания, труда и общения.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистического подхода в социальной работе.

Культурологический подход. Культура здесь понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Этнопедагогический подход обусловлен тем, что человек живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Национальная культура придает специфический колорит социальной среде, в которой находится человек. В связи с этим задача социальных работников состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.

Антропологический подход разработан и обоснован К.Д. Ушинским. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет в работе с личностью. К.Д. Ушинский отнес к таким наукам анатомию, физиологию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, экономику и историю в широком смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского – неизменная истина педагогики и всех других наук, занимающихся проблемами человека.

Природосообразный подход – обеспечивает организацию изучаемого процесса (явления) в соответствии с общими законами развития природы и чедовека.

Комплексный подход – ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности.

Кроме вышеуказанных принципов необходимо отметить:

- концептуальное единство – исследователь должен последовательно придерживаться определенной концепции. Он может выработать ее сам или присоединиться к уже существующей;

- единство логического и исторического – требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития;

- изучение социальных явлений в их развитии;

- аналитико-синтетическое изучение объектов, процессов, явлений;

- социальный детерминизм;

- надежность;

- достоверность;

- валидность;

- единство исследовательской и практической деятельности.

Исследование в социальной работе требует соблюдения принципов, связанных со спецификой объекта и предмета:

- принцип профессиональной компетентности;

- принцип ненанесения ущерба испытуемому;

- принцип беспристрастности;

- принцип конфиденциальности;

- принцип позитивно ориентированной активности;

- прикладной характер исследования;

- максимальная корректность исследования.

Академик Д.С. Лихачев ввел в обиход термин «экология культуры». Он подчеркивал, что несоблюдение законов биологической эволюции может убить человека физически, а несоблюдение законов экологии культуры убьет его нравственно. Игнорирование законов экологии науки, где кодекс научно-исследовательской работы – необходимый компонент, ведет к сбоям в работе институтов науки, к разрушению и гибели научного сообщества.

Наука как особый вид деятельности неизбежно выходит на проблемы целей, последствий, которые она может иметь, а также средств, которые она использует для достижения поставленных целей.

Методология, этика, социология всегда стремились к тому, чтобы выработать своеобразный кодекс, которым должен руководствоваться каждый ученый в своей творческой деятельности. Такой кодекс в виде перечня принципиальных положений предложил В.Ф. Берков:

• Добивайся глубокого и всестороннего овладения знаниями, выработанными человечеством по избранному предмету исследования. Ростки будущего науки ищи в ее истории. Обогащай свои познания «драмами» идей.

• Стремись к познанию законов и принципов фундаментальных наук. Помни: нельзя добиться успеха, игнорируя закономерности развития природы, общества, мышления.

• Изучай методы и формы научного познания. Расширяй свой философский кругозор. Осваивай лучшие образцы научно-исследовательской деятельности.

• Начиная работу, определи ее предмет, четко сформулируй проблему или задачу, отдели познанное от непознанного, данное от искомого. Правильная постановка проблемы (задачи) – половина ее решения (Ф. Бэкон). Разбей проблему (задачу) на подпроблемы (подзадачи), ищи аналоги ее решения в предшествующей научно-исследовательской практике.

• Новое увязывай с твердо усвоенным. Ищи необходимые и остаточные средства достижения цели. Максима «цель не оправдывает средства» справедлива в науке не в меньшей мере, чем в любой иной сфере человеческой деятельности. Не все, что может быть сделано в науке, морально оправдано.

• Цени оригинальную мысль. Возьми на вооружение смысл надписи над входом в Международный институт стресса: «Ни знание предмета и мощь твоих инструментов, ни обширность твоих знаний и точность твоих планов никогда не смогут заменить оригинальность твоей мысли и зоркость твоего наблюдения». Вместе с тем, не оригинальничай без нужды и по любому поводу.

• Учись в работе, как и в жизни вообще, выделять главное, существенное, моделировать его. Построение модели – весьма важный элемент в искусстве исследования. Отсеивай второстепенное, не создавай барьеров на своем пути. Старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно. Избегай бессмыслицы.

• Пользуйся «бритвой Оккама» – не умножай «сущностей» без надобности. Фундаментальное правило науки – не вводить понятие до той поры, пока нужда в нем не станет совершенно очевидной.

• Опасный враг ученого – тенденциозность. Она делает исследователя рабом собственных заблуждений. Будь внимательным к критике – она может способствовать совершенствованию процесса исследования и его результатов. Не бойся ошибиться в работе, бойся пропустить ошибку.

• Не суди слишком категорично. Ничто не принимай на веру. Сомнение – путь познания истины.

• Не верь в сказки о достижениях дилетантов и не надейся на случайное открытие. Остерегайся высказывать мнение по вопросам, находящимся в смежных областях знаний, пока не освоишь их профессионально.

• Не бойся противоречий, ибо «противоречие – корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Оно может свидетельствовать о неверности выбранного вами пути.

• Уясни, что означают в науке слова «доказать», «опровергнуть», «подтвердить», «возразить», «объяснить. Цени чужое мнение, но требуй его обоснования. Опираясь на достижения предшественников, ссылайся на их работы, добивайся точности изложения их мыслей.

• Старайся хладнокровно оценивать достоинства всякой новации, не поддавайся газетным сенсациям.

• Идя в науку, будь готов к суровым испытаниям. Принимай на себя «бремя» обоснования собственных утверждений. Чем значимее результат, тем серьезнее преграды на пути его признания.

• Стремись к оповещению научного сообщества о полученных результатах. Публикации – главное в этом процессе. Вместе с тем, не злоупотребляй количеством публикаций.

• Учись вести научную дискуссию, соблюдай ее принципы.

• Выражайся просто и ясно.

• Здраво оценивай уровень своей квалификации. Не стесняйся обращаться за консультациями к специалистам в других областях знаний. Уважай авторитеты, но не полагайся на их непогрешимость.

• Держи в поле зрения информационные системы, службы и средства своей области науки, познай их принципы и возможности. Следи за новинками литературы, овладевай навыками обращения с библиографическими указателями. Не жалей времени на пополнение собственной картотеки.

Можно выделить 3 этапа конструирования логики исследования:

1. Постановочный этап. Включает:

а) общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; формулирование темы; определение объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования;

б) разработка методологии исследования как исходной концепции, основанной на опорных теоретических положениях; определение единого исследовательского подхода, замысла, направляющего ход и предполагаемые результаты исследования;

в) разработка плана и методической части программы исследования; выбор методов исследования; обоснование методики исследования.

2. Собственно-исследовательский – его логика задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна:

а) проведение эмпирического исследования; сбор и анализ научных фактов для построения гипотезы исследования;

б) проведение исследования в соответствии с программой;

в) обработка и анализ полученных результатов.

3. Оформительско-внедренческий – заключительный:

а) интерпретация результатов и обоснование определенных зависимостей; оформление результатов исследования и разработка практических рекомендаций;

б) внедрение и проверка результатов в практике социальной работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные методологические подходы, используемые в исследованиях в социальной работе? Охарактеризуйте их.

2. Каковы основные методологические принципы научного исследования в социальной работе? Охарактеризуйте их.

3. Чем обусловлена необходимость соблюдения этических принципов в исследованиях в социальной работе?

4. Проанализируйте этические принципы, которые необходимо соблюдать в исследованиях в социальной работе.

5. Каково содержание этапов конструирования логики научного исследования в социальной работе?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: