1. Понятие о методе исследования.
2. Многообразие подходов к классификации методов исследования.
3. Принципы выбора методов исследования.
Основные понятия: метод, научный метод, метод исследования, классификация методов исследования, методика исследования, технология исследования, всеобщие методы исследования, диалектико-материалистический метод, общенаучные методы, методы научного познания, информационный поиск, конкретно-научные методы исследования, специальные методы исследования; эмпирические знания, эмпирические методы.
Метод (греч. methodos – дорога за чем-либо, путь исследования или познания, теория, учение) – способ познания объективной реальности; способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия.
Основная функция метода – организации и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной.
Метод исследования – приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности (В.А. Мижериков).
Метод исследования в социальной работе – способ сбора, обработки и анализа полученных исследователем знаний и фактов социальной действительности.
Методика социального исследования – совокупность приемов, способов организации и регуляции социального исследования, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели (Коджаспирова Г.М.).
Метод представляет собой сложную составляющую. В общем виде структура метода познания или преобразования представляет собой взаимосвязь особым образом упорядоченных элементов:
требований и правил применения (нормативную часть);
объекта метода (информативную часть);
приемов и операций (операционную часть);
содержания (конструктивную часть);
средств (презентативную часть);
результата применения метода (результативную часть) [Липский, И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учебное пособие / И.А. Липский. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с. С. 222].
К научному методу предъявляются следующие требования:
– относительная строгость. Научный метод используется для получения определенных знаний и решения вполне определенных задач. Такими особенностями метод познания будет обладать тогда, когда общие закономерности будут реконструированы в виде системы категорий и законов соответствующей науки;
– однозначность. Знания, которые получают с помощью конкретного метода, не должны быть логически противоречивыми. Однозначность метода не исключает возможности различных точек зрения по одному и тому же вопросу;
– устойчивость. Методы должны быть относительно постоянными, устойчивыми. Это постоянство сохраняется в его основных чертах, хотя один и тот же метод при достижении истины может наиболее рельефно выступать какой-то из сторон;
– эффективность. Если метод экономен, то цель в познании достигается без введения ряда дополнительных вспомогательных правил, понятий, принципов;
– простота. Метод науки должен быть простым, т.е доступным для понимания и использования в познании. Метод прост, если он сам по себе или без существенных изменений и дополнений достаточен для познания предмета;
– плодотворность. Плодотворность метода означает, что метод должен давать возможность получать знания, организованные в систему, где каждый элемент строго обозначен и может быть охарактеризован по тому месту, которое он занимает в системе. [Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П.Я. Папковская. – Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – 176 с. – С.25 – 26]
Каждая наука имеет свои, специфические для нее, методы исследования. Но общим методом для всех отраслей научных знаний является диалектический метод. Он выступает в любом научном исследовании не отдельно от частных методов данной науки, не рядом с ними, а проявляется в них, через них. Он определяет общее направление исследования.
Диалектический метод обязывает изучать предмет, явление со всех сторон, не изолированно, а во всех связях и опосредованиях (через что-то).
Исследовательские методы классифицируют по различным признакам.
По уровню проникновения в сущность:
– методы эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов;
– методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого [Загвязинский В.И., Атаханов Р., с. 90].
Берков В.Ф. предлагает свою классификацию:
– общие (применяются в человеческом познании вообще: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.) и специфические (пользуется только наука: научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.);
– практические (применяются на предметно-чувственном уровне научного познания: наблюдение, измерение, практический эксперимент) и логические (доказательство, объяснение, выведение следствий и т.д.);
– эмпирические (наблюдение, измерение, практический эксперимент, доказательство) и теоретические (идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному);
– качественные и количественные.
Новикова С.С. и Соловьев А.В. выделяют следующие методы исследования в социальной работе:
– методы сбора информации: опрос (анкетирование, интервьюирование), беседа, наблюдение, анализ документов, тестирование;
– методы анализа данных: качественные (сжатие информации, кодирование), количественные (статистические).
Интерес представляет классификация, включающая следующие группы методов исследования:
– общенаучные: используются практически во всех отраслях научных знаний;
– конкретно научные: используются в конкретных науках.
Некоторые методы, входящие в данную классификацию, представлены в таблице:
Общенаучные методы | Конкретно научные методы | |
теоретические | эмпирические | |
Общетеоретические: - абстракция и конкретизация; - анализ и синтез; - индукция и дедукция; - противопоставление | - анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; - анализ понятийно-терминологической системы; - анализ аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; - построение гипотез; - построение мысленного эксперимента; - прогнозирование; - моделирование | - наблюдение; - беседа; - психолого-педагогический консилиум; - изучение и обобщение опыта работы; - эксперимент |
Социологические: - анкетирование; - интервьюирование; - экспертные опросы; - рейтинг | ||
Социально-психологические: - социометрия; - тестирование; - тренинг | ||
Математические: - ранжирование; - шкалирование; - индексирование; - корреляция |
Наукой определены ведущие принципы выбора методов исследования:
– принцип совокупности методов исследования;
– принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и результату, который должен быть достигнут;
– принцип запрета исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам и способных нанести вред испытуемым и социальной ситуации в целом;
– уровень подготовленности.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается сущность понятий «методология», «метод», «методика», «техника», «процедура»?
2. Каково содержание следующих свойств научного метода: объективность, эвристичность, конкретность?
3. Как классифицируются методы научного исследования?
4. В чем заключается сущность и специфика эмпирического исследования?
5. Какие эмпирические методы наиболее часто используются в научном исследовании? Почему?
6. Возможно ли применение эмпирических методов исследования без предварительного использования теоретических методов? Почему?
7. От чего зависит выбор эмпирических методов научного исследования?