Владыка, прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию

- Священник абсолютно прав. Миша и дочь Анны Михайловны уже состоят в духовном родстве, так как во время Таинства Крещения были крестными ребенка, или его духовными родителями. А согласно Канонам Василия Великого — т. е. правилам Церковной жизни, родство, в том числе и духовное, является препятствием для вступления в брак. А вот для того, чтобы ответить на вопрос «почему», нужно разобраться в том, как в христианстве понимаются любовь и брак.

В Библии, на первых же ее страницах, говорится, что когда Бог сотворил человека, когда Он сделал его владыкой над «рыбами морскими, птицами небесными», то есть когда человек стал «венцом творения», то «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2. 18). «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его» (Быт. 2. 21) - и так была сотворена женщина. Вот это «из ребра» — указание на то, что мужчина и женщина единосущны, что они созданы из одних и тех же элементов: «кость от костей... плоть от плоти» (Быт. 2. 23). И с этих слов Господа «не хорошо быть человеку одному» и происходит благословение на создание союза между мужчиной и женщиной. Нам неведомо, как Господь предполагал продолжить род человеческий, потому что человек сам своим первородным грехом исказил Божий замысел. Подчеркну, что слова Господа «не хорошо быть человеку одному» — это самые первые страницы Библии, книги Бытие.

А если мы откроем Новый Завет, то увидим, что первое чудо, которое совершил Христос, было совершено в Кане Галилейской, на свадьбе, куда позвали Христа и Его учеников. Семья была бедная, им «недоставало вина», и Мать Христа сказала Ему об этом. И тогда Христос превращает воду в вино: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою» (Ин. 2- П). То есть Христос благословил брак своим присутствием, Он освятил его. Этот евангельский отрывок читается при совершении Таинства Венчания. Вот этот параллелизм, когда на первых же страницах Книги Бытия мы встречаемся с описанием творения Богом женщины и благословлением брака: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1. 28), и когда в Новом Завете Иисус свое первое чудо являет на свадьбе, вот этот параллелизм неслучаен. Мы видим, что союз мужчины и женщины благословлен, но почему? Потому что брак — это фактически продолжение творчества Бога. Смотрите, Бог сотворил жизнь, Бог сотворил человека «по образу и подобию» Своему, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7), Бог сотворил человеку жену «плоть от плоти», и дальше идет продолжение той работы, которую Господь начал, и в ней человек становится уже соработником Богу. Соработником в творчестве, в деле тво­рения жизни. И в этом смысле брак становится священным — это исполнение Заповеди Божьей «плодитесь и размножайтесь».

И тут очень важен и интересен вопрос о том, что становится мотивом вступления человека в брак. В Ветхом Завете после слов «плодитесь и размножайтесь» идет «и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). То есть рождение детей, продолжение рода, связанное с этим преумножение богатства, захват пространства и другие, чисто материальные соображения, являются главным мотивом союза мужчины и женщины. А бесплодие в ветхозаветные времена считалось проклятием Божьим. Конечно, существовали законы, защищающие нравственные отношения, но в принципе никого не интере­совали глубинные, внутренние чувства человека. Это не значит, что между людьми не возникало духовных порывов, чувств, все это было, просто никто их не брал в расчет. Смотрите, когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, он полюбил ее и сказал Лавану: «...я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою» (Быт. 29. 18). Лаван соглашается, Иаков служит у него «за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29. 20), как сказано в книге Бытие. Но что происходит — Лаван обманывает Иакова, он отдает ночью ему старшую дочь Лию, и наутро, когда подмена обнаруживается, объясняет это так: «...в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет Других» (Быт. 29. 26-27). Часто браки заключались так, что жених и невеста даже не ви­дели друг друга, их соединяли даже не спрашивая: просто два клана договаривались. То есть любовь, чувства человека оставались вне рамок обсуждения мотивов вступления мужчины и женщины в союз.

- В языческом обществе тоже не было места любви?

- Любовь была и есть, просто в язычестве мотив деторождения, освоения нового пространства, заселение отходит на задний план — происходит становление права, оформляется юридическая независимость человека от человека, появляется такая форма брака, как конкубинат. То есть сожительство независимого мужчины с независимой женщиной. Что это было? В основе лежал хозяйственный договор, который касался юридических взаимоотношений.

- И в котором тоже не было места любви?

- Естественно, причем конкубинат мог быть заключен только между свободным мужчиной и свободной женщиной, жениться на рабыне было нельзя, ее можно было только купить. Мотивацией брака была юридическая защита сторон, их прав собственности. И если в Ветхом Завете был религиозный смысл брака, он был освящен Богом, и человек выполнял Его Завет «плодитесь и размножайтесь», то в языческом обществе он касался только материальной стороны жизни человека. Кстати, интересно, что если в Ветхом Завете поводом для развода был факт совершения прелюбодеяния, причем за него карали смертью, то в языческом обществе учитывались только имущественные отношения, и если факт измены не был специально оговорен в договоре, на него никто и не обращал внимания.

С приходом Христа в наш мир, с наступлением новозаветной эпохи, меняется сама суть брака. Брак освящается Христом, и главным мотивом соединения мужчины и женщины становится любовь. Смотрите, нигде в Новом Завете мы не найдем никакой другой причины для вступления в брак, кроме любви. Вот что пишет апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «...если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7.12—14). Что это значит? Это значит «не нарушайте любовь!»

- Получается, что любовь становится выше, чем религиозные отношения?

- Истинно религиозные чувства и отношения — это и есть любовь, ведь религия, по определению, есть союз между Богом и человеком, в основе которого любовь. Апостол Павел нисходит к немощам человеческим и говорит о том, что если люди любят друг друга, то нельзя насильно формализовать эти отношения. Потому что если люди любят Фуг друга, то они уже в религиозных отношениях, они уже в присутствии Бога, потому то «Бог есть любовь». Другое дело, если кто-то не осознал каких-то вероучительных моментов. Вот эти слова апостола Павла -это колоссальный прорыв. Христианство говорит, что брак, заключенный по любви, разрушать нельзя, что он благословлен в Боге, что люди уже соединены в Боге, потому что Бог и есть любовь. А если главным мотивом выступает любовь как причастность к вечности, то люди, вступающие в брак, уже не просто идут по жизни, связанные социальными, гражданскими, материальными обязательствами, они уходят в вечность, и это становится главным.

- Тут есть одно «но». Что значит брак по любви? О том, что такое любовь, написаны тома, лучшие умы человечества пытались объяснить это чувство, и все равно все понимают его по-разному. Мы часто путаем влюбленность с любовью или с чувственным влечением. А что такое привязанность или симпатия?

- Та любовь, о которой я сейчас говорил, это чувство родства, духовного единения. Но мы сейчас действительно подошли к очень важной проблеме, к проблеме описания качеств любви. И христианство дает это описание. Ну, например, есть «агапэ» (греч. — «любовь») — это та духовная любовь, которая преображает человека, любовь одаривающая, действенная, это то, что еще называется любовью в Боге, когда люди соединяются во Христе, когда они соединяют свои души Христовой любовью. И не случайно это слово употреблялось ранними христианами для обозначения Тайной вечери - вечерней трапезы любви и духовного единения людей. Греки считали «агапэ» высшей любовью, любовью слияния душ.

- Эта любовь выше физических отношений?

- Человек не может быть разделен на душу и тело, и если он не связан какими-то обязательствами, то он, естественно, должен быть в полноте. Дальше есть такой тип любви, как братолюбие, «филадельфия» — любовь братская. Это когда люди ощущают себя как товарищи, это такое родство душ, когда люди сопереживают друг другу. «Филадельфия» — это то, что проявляется как «настоящая мужская дружба» или «настоящая женская дружба», что, правда, встречается реже. Это внутреннее ощущение близости, возникающее оттого, что люди ощущают Друг друга, могут сопереживать друг другу.

Следующий вид любви — «сторгэ». Это то, что начинается как любовь сына к отцу, дочери к матери, и дальше продолжается как любовь сына к своей семье, к городу, к Отечеству.

Есть, наконец, «эрос, эрот» (греч. — «любовь»), и уже тут действительно написаны тома в том числе и философские, и я могу к этому только добавить, что с этим понятием произошло невероятное упрощение, искажение первоначального смысла. Ведь «эрос» - это полная, тотальная принадлежность любящих людей друг другу, причем взаимная. И если, когда мы говорим об «агапэ», мы говорим о том, что тут возможна инвариантность - люди могут соединяться духовно, но не соединяться физически, то «эрос» — это полное соединение людей с разрушением всех преград. И уж, конечно, это понятие гораздо шире простых физических, чувственных отношений.

- Ну да, Сократ вообще называл «эросом» готовность ученика воспринимать истину для формирования души и тела, считал, что это самоотреченность... Честно говоря, для меня факт существования в христианстве классификации любви явился откровением.

- Мы еще не сказали о том, что есть, например, описательные характеристики влюбленности... Дело в том, что мы говорим о духовной стороне жизни человека, поэтому должны понимать глубинные движения его духа и души.

Так вот, когда мы говорим, что брак, мотивом которого является любовь, освящен Богом, то мы имеем в виду именно духовную любовь, «агапэ». Любовь, когда происходит соединение душ. И тут очень важно, что это соединение происходит в вечности, ведь это соединение в Боге. А раз так, то уже вечность начинает определять поведение этих людей.

- Что это значит?

- Это значит, что человек обращается к Богу и получает от Него ответ. То есть, уже вечность определяет его поведение. И вот это единение душ в Боге означает то, что люди направляют свои внутренние, молитвенные усилия к Нему, и потом, отразившись от тех истин, от того духовного состояния, их вопросы возвращаются к ним ответом. И когда в такой любви происходит соединение двух начал, двух личностей, то, понятно, что тут происходит соединение на совершенно другом уровне бытия. Отсюда выражение «браки совершаются на Небесах».

- Оно стало настолько расхожим, что мы утеряли его смысл.

- Тем не менее оно имеет очень глубокий смысл: там, в вечности, происходит соединение. И смотрите, какое неожиданное подтверждение оно имеет. Наверное, все обращали внимание на то, как часто супруги, прожившие долгое время вместе, становятся просто физически, биологически похожи Друг на друга. Я уже не говорю о том, что они приобретают способность настолько чувствовать и понимать друг друга, что им часто Даже и не нужно ничего говорить. Это как Раз и есть влияние единения, соединимости, Это и есть Благословение Божье.

- Факт, часто встречающийся, но тем не менее удивительный, особенно если вспомнить, насколько часто двойняшек или просто изначально биологически похожих братьев и сестер жизнь делает непохожими. Выходит, что духовное единение выше, чем биологическое?

- Духовное всегда выше. И вот это духовное единение в любви возможно только в новозаветном браке, когда все подчинено вечности, когда все соизмеряется с задачами несоизмеримо большими, чем просто решение каких-то материальных вопросов. И все это отражено в ходе Таинства Венчания. Но прежде чем рассказать об этом, надо решить очень серьезный вопрос: когда такое соединение в Боге законно, а когда оно незаконно перед Богом.

- То есть это вопрос того, когда такой союз возможен — для этого, наверное, мы вводим понятие любви, для этого так четко описана гамма чувств, переживаемых человеком.

- Да, потому что нужна регламентация союзов. Ну, например, между братом и сестрой возникли чувства, переросшие, по их мнению, в любовь — филадельфию. Законен ли будет их союз?

- Нет, ведь тут будет кровосмешение.

- Правильно, и тут можно вернуться к нашему письму. Когда люди крестят ребенка, они вступают в духовное родство, закреп­ленное тем, что их провозгласили восприемниками. Они уже родственники духовные, поэтому они не могут дополнить свои отношения физическими отношениями. И тут очень важно, чтобы священник, который совершает крещение, предупредил людей, собирающихся стать крестными, о том, что они вступают в духовное родство. Потому что случаи, когда между крестными, особенно неженатыми, возникают чувства, встречаются часто, значит, важно, чтобы люди были предупреждены и понимали природу возникших между ними симпатий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: