Грех лежит у порога

- Владыка, мы часто пытаемся объяснить все, что происходит с нами, внешними обстоятельствами, наивно пренебрегая законами духовного мира. Мне кажется, что это происходит оттого, что мы этих законов не знаем.

- Достоевский сказал, что поле битвы добра и зла — сердце человеческое и что Бог и дьявол борются там. Эти слова могут показаться слишком литературными, поэтому давайте сегодня вспомним библейскую ис­торию Каина и Авеля. Можно, конечно, искать внешние причины того, почему брат восстает на брата, но ведь Каин земледелец, Авель скотовод, у них нет точек соприкосновения. Более того, и у Каина, и у Авеля есть отношения с Богом, оба приносят Ему жертву. И сказано, что Господь принял дар Авеля и не принял дар Каина.

- А почему Бог не принял жертву от Каина?

-Это дело Божье — принимать или не принимать. Мы уже упоминали слова апостола Павла о том, что «любовь не ищет своего», и когда приносишь жертву, надо быть готовыми ко всему. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4. 5). И дальше идет диалог Бога с Каином, который многое объясняет. «И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» (Быт. 4. 6). Два человека совершают один и тот же поступок — приносят жертву, внешне он кажется благородным, но у них разная мотивация, значит, эти поступки разные по внутренней сути. И Бог, видя сердце Каина, пытается вразумить его: «...если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт. 4. 7). То есть если делаешь добро с чистыми намерениями, то не должен рассчитывать на награду. В любом случае должен быть радостным. И тут важно заглянуть в самое начало. Имя Каина означает «приобретение».

Сказано «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4. 1). Ева надеялась, что Каин, ее первенец, будет тем, кто сотрет главу со змеем, что он возьмет на себя первородный грех и восстановит нарушенное единство с Богом. А на Авеля, младшего, никаких надежд не возлагалось, даже имя его означает «дуновение ветра». А раз на Каина возлагаются такие надежды, то тут сразу же следует испытание его сердца на чистоту помыслов. И Бог предостерегает Каина: «...если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4. 7). «Влечет» — это очень точное слово. Но что происходит с Каином? Он зовет брата в поле и убивает его там.

- Но, может, чувство соперничества или зависть заставили его это сделать?

- И соперничество, и зависть — это все внешние проявления, а мы сейчас говорим о более глубинных законах, о том, как человек отдает свое сердце Богу или дьяволу. Это путь развития греха, объективный закон. Каин не делает доброго, и грех уже лежит у его порога, его сердце становится тем вместилищем, которое ищет дьявол. И как результат - братоубийство. Поэтому когда мы пытаемся оценить действие каких-то внешних факторов на событие, выясняется, что они ничего не объясняют, в основе всего лежат духовные законы. Зло влечет к себе, и если ты пассивен, то хочешь ты того или не хочешь, но грех унесет тебя. Подобное часто случается и с нами. Человек сделал что-то доброе и ожидает поощрения. Это земное, то, что разогревает самолюбие. Друзья, например, могут стать врагами, если за один и тот же труд будет разная награда. В действие вступает закон, когда грех начинает влечь человека к себе.

И еще что важно. Святые отцы говорят: «Если сделал доброе дело, то готовься к искушениям». Это связано с действием греха, с Действием дьявола. Если сделал доброе, значит, готовься к испытанию на то, ради чего ты это сделал, из любви ли, и насколько у тебя этой любви хватит. С другой стороны, если после какого-то хорошего дела следуют серьезные испытания, значит, ты действительно сделал что-то доброе.

Все это, конечно, не значит, что в этой жизни надо безропотно смотреть, когда тебе, например, за твой труд ничего не платят. Речь о другом. О том, что если ты приносишь дар Богу, то не должен ждать, что тебе тут же, моментально воздастся. Потому что если ты идешь к Богу с такой установкой, то этим ты готовишь себе такие искушения, какие вряд ли сможешь выдержать.

Каин убивает Авеля, и через грех смерть входит в наш мир, ведь Бог «смерти не сотворил», он создал людей бессмертными. Поэтому грех — это инструмент смерти и физической, и духовной. И страшные последствия у этого греха. Если Адама и Еву Бог не проклинает (он проклинает за них землю), то Каина Бог проклинает.

- Значит, путь Каина — это путь греха?

- Это логика развития греха, неизбежный закон: если ты отказался от доброго пути, если ты «творишь дело Божье с небрежением», то ты уже открыл дверь своего сердца греху. Грех влечет, и необходимо иметь силы для сопротивления ему.

- Но у человека остается выбор: быть ли ему с Богом или отдаться дьяволу.

- В Библии есть Книга Иова, в ней рассказывается о человеке, который был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1.1). У него было все: и богатство, и здоровье, и большая семья, и милость Божья. А потом он всего лишился. Он сидел, пораженный проказой, в пыли, «и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов 2. 13). И пришли к нему трое его друзей и сказали: «Вспомни, ты, наверное, сделал что-то плохое». «Нет, я ничего плохого не делал». Друзья настаивают, идет разговор людей, рассуждающих законнически, считающих что страдания — это обязательно наказание.

- То есть они видят отношения человека с Богом в плоскости «сделал плохо и тебе будет плохо, сделал хорошо - тебе будет хорошо».

- Они просто не понимают, что происхо­дит, и жена Иова не понимает. Она говорит ему: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2. 9). На что отвечает Иов: «...ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2. Ю). И если сравнить испытания Каина и Иова, то суть та же. Однажды Бог как бы не услышал Иова, и тот всего лишился.

- Не буду спрашивать за что, спрошу поче­му?

-А в самом начале Книги Иова рассказывается, как сатана предстал перед Богом и попросил у Него: «Иов у Тебя праведный, но Дай мне его испытать, «разве даром богобоязнен Иов?» (Иов 1. 9). Идет противодействие добра и зла, испытание через искушение скорбью, испытание страданием. Казалось бы, Бог перестает воспринимать жертвы Иова, сначала у него отнимается богатство, потом дети и здоровье. Но что мы слышим в ответ? Иов принимает все это от Бога, потому что он любит Его, а любовь выше временных состояний.

- Но я помню, что Иов спрашивал Бога: «За что?»

- А это естественное проявление свободной человеческой воли — он не может по­нять, и поэтому задает свои вопросы. Но главное, что Иов говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив» (Иов 19. 25).

- Пройдя все испытания, Иов остался с Богом, и Бог Сам явился ему, и сказано, что «дал Господь Иову вдвое больше» (Иов 42. 10). В этом постоянном противодействии добра и зла что охраняет человека от неверного выбора?

- Если человек «делает доброе», то он уже идет определенной дорогой, хотя траектория этого пути может быть очень слож­ной. Но если человек вследствие совлеченности греху приходит к другому источнику, то он уже тоже выбрал себе господина. Грех недаром называют болезнью — он понижает сопротивляемость человека к внешним воздействия, к искушениям. Чтобы остановиться, надо увидеть, но это проблема, потому что грех ослепляет. Как мы обнаруживаем грех? Через стыд — индикатор морального состояния человека, очень простую форму нравственного сознания. А совесть - это голос Божий в человеке, место диалога с Богом, место, где Бог вразумлял Каина. Есть разные состояния совести. Для того чтобы распознать грех, человек должен иметь чистую совесть. Это предполагает не только то, что он не делает чего-то тайно, но и то, что он может услышать голос Божий. Есть усыпленная совесть, когда человек говорит себе: «Ну что я сделал, что за грехи у меня?», или «все грешат», или «не согрешишь, не покаешься». Это состояние искажений: человек мог бы услышать голос совести, но не услышит, потому что слушает уже только себя. И есть состояние сожженной совести, таких людей называют «прожженными», оно характеризуется тем, что человек не просто оправдывает свой грех, он пытается навязать его другим, в нем есть вызов. Это состояние, когда страсть настолько развивается в нем, что он уже не просто не видит греха, но как существо социальное начинает вербовать подражателей. И это уже проблема для общества. Например, сейчас, когда люди, принадлежащие маргинальным группам: гомосексуалисты, представители оккультных или сатанинских течений, начинают маскироваться, выдавая свой грех за добродетель, за проявление свободы. На самом деле это самая большая несвобода, потому что эти люди под властью греха. Такой грех агрессивен, ведь в человеке, в каком бы состоянии он ни находился, всегда сохраняются хотя бы крупицы нравственного сознания. А грех, укоренившийся в сердце человека, заставляет его вовлекать в это все больше и больше людей. Чтобы некому было обличать его, чтобы некому было апеллировать к этим остаткам нравственного сознания.

- Значит, свойства греха — это способность выдавать себя за добродетель и агрессивное стремление к распространению?

- Да, но при этом грех не обладает творческим началом, он ничего не создает, как Денница, который не мог творить. Грех обязательно должен на чем-то паразитировать. Смотрите, когда здоровая часть общества критикует таких маргиналов, то они расцветают, они живут этой критикой. Отсюда их желание фрондировать, вызывать огонь на себя: они пытаются таким образом захватить внимание. И еще, грех всегда старается сымитировать некую свою иерархию, структуру.

- Как Денница, основавший свой антимир.

- Да, но в конечном счете люди, о которых мы говорим, восстают против Бога. И раз грех агрессивен, то нельзя все пускать на самотек.

- То есть надо господствовать над ним. Но разве недостаточно быть просто нейтраль­ным?

- Нейтральность — это теплохладность, то душевное состояние, которое в Апока­липсисе описывается словами «ни холоден, ни горяч» (Откр. 3. 15), состояние окаменелого бесчувствия. Это страшно, когда поте­ряна граница между хорошим и плохим и сердце не способно сопереживать.

- Но, может, так лучше, здоровее нервная система будет?

- А здоровее ли она будет? Сказано: «...будь ты холоден, будь ты горяч, но не будь теплохладен». Это трагедия душевного со­стояния, когда человек лишается Благодати Божьей видеть. Ведь смысл человеческой жизни в максимальной реализации выбора, стоящего перед нами каждый день, в сторо­ну добра.

- А если человек ошибся?

- Для этого существует Таинство Покаяния, церковь. Грех многолик, он способен маскироваться, ему свойственна мимикрия. Есть мир, и есть антимир, основанный дьяволом, и этот антимир приспосабливается к нам. Поэтому важно, чтобы мы, по словам Иоанна Богослова, умели различать духов: «...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4.1). Это различение духов добра и зла дается при нескольких условиях, и одно из них, которое помогает человеку понять, с чем он имеет дело, - это способность самого человека стать сопричастным делу Божьему, способ­ность помогать людям. Потому что если человек не творит добро, то зло уже лежит у него на пороге!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: