Кто стоял у Голгофы?

- Владыка, история царя Давида, Вирсавии и ее мужа Урии, о которой мы говорили в прошлой нашей беседе, и через три тысячи лет актуальна. Но все же иногда кажется что мир Библии далек от проблем современной женщины. Сегодня женщина — это не только дом и семья, она зарабатывает деньги, делает карье­ру. Очень хотелось бы, чтобы мы поговорили о месте женщины в современном, очень жестком, построенном мужчинами и для мужчин, мире?

- Сегодня мир все больше и больше скатывается к потребительскому отношению к предметам и клюдям. Кстати, это касается не только женщин, но и мужчин. Сегодня гово­рят не о браке, а опартнерстве, не о духовных началах, а о физической близости — главным становится получение удовольствия. Но ведь человек состоит из мира и духовного, и физического; он подчиняется законам и духовным, и физическим. И всякое нарушение этих законов ведет ктому, что человек теряет свою сущность — то есть образ и подобие Божье. И все попытки человека пренебречь своим физическим ли, духовным ли,началом ведут к одному — к потере своего предназначения. А это грех уже по определению, потому что является неприятием воли Творца. И не важно в чем этот протест против Бога выражается — в том ли, что человек пытается изменить свой пол - это одна крайность. Или в том, как современная женщина, борясь с потребительским отношением, навязанным ей обществом, впадает в другую крайность, становясь агрессивной, подавляя в себе женское начало и пытаясь занять то место, которое принадлежит мужчине. И это тоже спор с Творцом.

Мне кажется, что всегда есть некое лукав­ство в рассуждениях о том, как далеко мир ушел с библейских времен. Человек как ел, так и ест, как воевал, так и воюет... Человек не стал духовнее. Возьмем, например, брак. В Ветхом Завете он был основан на идее продолжения рода, на мотивах, которые, с одной стороны, были связаны с мессианством, ког­да с каждым рождением мальчика ожидали Мессию, потому что Бог обещал, что он по­явится среди людей, а с другой стороны, в основе брака лежал материальный расчет, мотив накопления и приумножения богатства семьи. И отсюда — совершенно прагматическое отношение к женщине. И только с появ­лением христианства женщине отводится одухотворенное и почитаемое место. Появляется образ Божьей Матери, по-иному начи­нает трактоваться 1 и 2 гл. Бытия, где гово­рится о сотворении мужчины и женщины. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2. 22). А это то значит, что мужчина и женщина состоит из одних и тех же элементов. И позже будет сказано, что у них «плоть едина».

Это новое, одухотворенное отношение к женщине фиксируется и совершенно новым явлением — брак мужчины и женщины за­ключается перед Богом, и появляется Таинст­во Брака — Венчание. Очень важно, что во время Таинства священник спрашивает: «Имеешь ли ты свободное произволение или свободную волю взять в жены или в мужья то­го, кто стоит перед тобой?» Трудно даже представить, чтобы такие вопросы задавались в ветхозаветные времена, когда между собой договаривались отцы семейств, и предметом обсуждения были материальные интересы.

- Здесь все другое, здесь человек ответствует перед Богом, свидетельствует перед ним о своей свободной воле.

- Конечно. Нельзя дать формального определения любви — никто его еще не дал, но главное, что любовь основана на доверии одного человека другому, потому что, когда человек любит, он безгранично вверяет себя самого другому человеку. И во время Таинства Венчания мужчина и женщина ответствуют не перед людьми, а перед Богом о своей свободной воле, и в этом живом диалоге человека с Богом свидетельствование любви одного человека к другому. Это очень важный момент. И дальше это свидетельствование подтверж дается единой чашей, когда молодые вместе попеременно троекратно испивают вино с водой.

Это тоже символ единения, потому что сказано: «...оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2. 24). И интересно, что в послании к Ефесянам сказано, что «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5. 33).

- Значит, все-таки страх, подчиненность?

- Нет, разная степень ответственности. Сказано, что муж относится к жене как «немощ­ному сосуду», значит, как к чему-то очень хрупкому, тому, что может разбиться и что потом будет трудно собрать. Это метафора, здесь речь идет не о свойствах женщины, а о том, как к ней надо относиться — беречь, оберегать. А фразой «да убоится» определяется степень ответственности, здесь разговор не о страхе, не о тирании, а об уважении к мужчине.

- А чего должна бояться женщина?

- Совершить что-то, что могло бы разру­шить этот созданный перед Богом союз. И тут мы подходим к христианскому пониманию брака как взаимной духовной ответственнос­ти перед Богом. Именно духовной, и тут нет места ни материальным, ни юридическим, ни каким-то другим категориям. А то, что слова «да убоится» обращены к женщине, то за этим стоит знание ее природы: ведь именно она чаще подвержена каким-то эмоциональным всплескам, поэтому важно, чтобы сама женщина понимала, что нельзя ставить союз в зависимость от своего сиюминутного эмоционального состояния. Вспомним историю первородного греха - ведь не случайно змий искушал именно Еву.

- Наверное, надо понимать, что Таинство Венчания — это не единовременный акт, который длится час или чуть более.

- Это вся жизнь, а жизнь может поста­вить перед двоими любые проблемы. И не важно, какие они, важно, как к ним отно­ситься. И Церковь учит этому. Потому мы и призываем, чтобы вся семья приходила в храм, и Церковь в лице священника, который является свидетелем совершения Таинства, берет на себя ответственность за нее. То есть христианский брак — это отношения двух лю­дей свободной воли во Христе, и тут вступает в силу закон любви. Не закон имущественных отношений, не закон юридический, а именно закон любви двух людей, соединенных во Христе и идущих по одному пути. И это поднимает человека — не женщину, не мужчину, а человека, на совершенно другой уровень.

- Владыка, в советские времена тоже «чтили» женщин — даже праздник специальный ус­тановили...

- Честно говоря, я не понимаю, что это за праздник такой - «Международный женский день». Это что, праздник по первично-половым признакам, как в бане: «мужской день» «женский день»? У православных есть праздник, посвященный женам-мироносицам, и посмотрите, какой в нем глубокий смысл! Кто стоял у Голгофы? Жены-мироносицы и апостол евангелист Иоанн. И самое парадоксаль­ное в том, что именно женщины, такие слабые в каких-то своих конкретных проявлени­ях, оказываются такими сильными духовно, в переломные моменты истории человечества.

Суть женщины понять невозможно в силу некоей тайны, которая заключена в ней - ведь только Господь видит сердце человеческое. Если мы оглянемся на трагическую ис­торию XX века, то увидим, какую колоссальную роль сыграла женщина. Возьмем исто­рию Церкви. Кто стоял в храмах, когда это было запрещено? Кто приводил туда детей и внушал им первые понятия о нашем мире? И думаю, что в третьем тысячелетии, когда еще более обострится борьба добра со злом, принимая незнакомые нам формы, женщине еще предстоит сыграть роль, которая предуготовлена ей Богом. И, наверное, это касается России, где особое, одухотворенное место женщины определено и подчеркнуто тем, как у нас почитают Пресвятую Богородицу.

Глава 3

Семья – школа любви и спасения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: