По дисциплине «педагогика»

1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

2. Профессиональное зрелость педагога. Педагогическое мастерство и его достижение.

3. Профессиональная культура и здоровье педагога. Профессиональные деформации и их профилактика.

4. Педагогическое образование. Непрерывное образование и самообразование педагога. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников.

5. Воспитание и школы Древней Греции. Педагогические идеи в наследии античных философов.

6. Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мор, Э.Ротердамский, М. Монтень, Ф. Рабле)

7. Педагогическая теория Я.А. Коменского. Великая дидактика. Организация образовательного процесса.

8. Педагогические взгляды Д. Локка и их значение для современного обучения и воспитания.

9. Воспитание и просвещение в Древней Руси.

10. Просветительные реформы Петра I.

11. XVIII век в истории российского образования. Реформы системы образования.

12. К.Д Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики. Принцип народности.

13. Антрополого-гуманистические традиции в отечественной педагогике конца XIX – начале XX века (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт и др.).

14. Педагогическая теория и деятельность А.С. Макаренко.

15. Основные идеи педагогической системы В.А. Сухомлинского.

16. Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции науки и практики. Категориальный аппарат педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании.

17. Связь педагогики с другими науками, формы связи с ними и использование их идей в педагогике.

18. Педагогическая система и её компоненты. Система наук о воспитании и образовании.

19. Методы и логика научного педагогического исследования.

20. Современные тенденции в развитии и реформировании российского образования конца XX начала XXI века.

21. Методология как учение о научном методе познания. Методологические подходы в образовании: деятельностный, системный, личностный.

22. Дидактика как наука об обучении и образовании: предмет, цель. Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение.

23. Сущность, структура и движущие силы образовательного процесса.

24. Процесс обучения, его сущность, функции. Характеристика категорий: знания, умения, навыки. Компоненты процесса обучения. Основные этапы процесса обучения.

25. Содержание образования. Источники и принципы отбора содержания образования.

26. Государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура. Объекты стандартизации.

27. Документы, определяющие содержание образования. Закон РФ об образовании. Характеристика учебного плана, учебной программы, учебника.

28. Принципы обучения как категория дидактики. Характеристика принципов обучения.

29. Методы обучения: понятие, классификации, взаимосвязь методов, средств и форм обучения.

30. Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные. Достоинства и недостатки их применения в педагогическом процессе.

31. Урок как целостная система. Требования к уроку. Типы и структура урока. Нестандартные уроки.

32. Диагностика и контроль за учебной деятельностью учащихся. Функции контроля и требования к нему.

33. Виды, методы и формы контроля. Оценка знаний учащихся, её образовательное и воспитательное значение.

34. Воспитание как социальное и педагогическое явление. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

35. Воспитательный процесс, его характеристика. Структура и логика воспитательного процесса. Противоречия как движущие силы воспитания.

36. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.

37. Содержание воспитания. Направления воспитания. Характеристика одного из них: цели и задачи, ценности, формы осуществления (по выбору экзаменуемого).

38. Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.

39. Классный руководитель как организатор воспитательной работы в школе. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Виды и формы классных часов.

40. Концептуальные подходы к воспитанию и воспитательные системы. Структура и этапы функционирования систем. Примеры воспитательных систем на основе различных концепций воспитания.

41. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, этапы развития коллектива. Закон движения коллектива (перспективы). Взаимоотношения личности и коллектива. Принцип параллельного действия.

42. Социализация личности и ее факторы. Социально-психологические и социально-педагогические механизмы социализации. Агенты социализации.

43. Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности социального воспитания. Направления институтов социального воспитания.

44. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Специфика семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

45. Сопротивление воспитанию: сущность, виды проявления и способы преодоления.

46. Педагогическая технология, ее признаки и свойства. Классификация педагогических технологий. Обусловленность технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач, этапы решения. Технологии выдвижения педагогических задач.

47. Технологии репродуктивного типа. Характеристика одной из технологий по выбору экзаменуемого (технология монологического изложения информации, технология формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами, технология взаимообучения).

48. Образовательные технологии диалогового взаимодействия: беседа, дискуссия, дискурсия /по выбору экзаменуемого/. Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации.

49. Технология игры. Образовательный потенциал, этапы и приемы реализации. Дидактические игры.

50. Технологии организации учебных исследований: проблемного обучения, критического мышления, французских мастерских (по выбору экзаменуемого).

51. Технология проектного обучения. Ее использование в учебном и воспитательном процессах.

52. Педагогическое проектирование. Цель, объекты, принципы. Уровни и формы проектирования (Проектные продукты). Этапы проектирования. Логика проектирования образовательного процесса.

53. Диагностика состояния образовательного процесса, его субъектов. Функции, принципы, виды и методы педагогической диагностики.

54. Технологический подход к постановке дидактических целей и задач. Уровни обученности учащихся. Таксономии целей.

55. Педагогический конфликт и стратегии его разрешения. Технология выхода из конфликта. Виды педагогических конфликтов. Этическая защита педагога.

56. Педагогическое требование, его виды, формы. Технология предъявления требования.

57. Технология создания ситуации успеха. Сочетание и взаимосвязь успеха и неуспеха.

58. Информационные технологии и их использование в образовательном процессе. Проблемы и перспективы развития компьютерного обучения.

59. Понятие управления и педагогического менеджмента. Функции педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления.

60. Новации и инновации в педагогике. Инновационная деятельность педагога.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учебник. – М.: Владос, 2008.

2. Коджаспирова, Г.М.Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед.вузов / Ред. В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2009.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

5. Осмоловская И.М. Дидактика. –М.: Издательский центр «Академия», 2008.

6. Педагогика: учебник / Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: «ТК Велби», «Проспект», 2004, 2008. - 432 с.

7. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / В. И. Загвязинский [и др.]; ред. П. И. Пидкасистый. - М.: Пед. общ. России, 2008.

8. Сластёнин,В.А.Педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Academia, 2008.

9. Социальная педагогика: учеб. для студ. вузов / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; ред. М. А. Галагузова. - М.: "ВЛАДОС", 2008.

1. Электронные издания: I-boocks.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие. - СПб: 2003.

2. Байер Е.А. Педагогика для студентов вузов: пособия для подготовки к экзаменам. 2-ое издание - Ростов на Дону, 2006.

3. Безрукова, В.С. Педагогика: учебник / В. С. Безрукова; ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.

4. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное: учебно-метод. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007

5. Бережнова, Е.В., В. В. Краевский. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник.- 4-е изд., стереотип. - М.: ИЦ "Академия", 2008.

6. Берекенова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. Методические рекомендации для студентов - М., 1999.

7. Бордовская, Нина Валентиновна. Педагогическая системология: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов, вузовских преподавателей - М.: Дрофа, 2009.

8. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2008;

9. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособ./А.С. Роботов, Т.В. Леонтьева и др. – М.: Академия, 2007

10. Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика: пособие для специалистов по воспитанию / Под науч. ред. С.А. Лисицина, С. В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2005.

11. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений / И.А. Колесникова и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: «Академия», 2008;

12. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. - М.: Владос, 2001.

13. Герасимова В.А. Классный час играючи.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.

14. Гликман И. З. Спецкурс по педагогическому стимулированию [Текст]: учебно-метод. пособие. - М.: Школьные технологии, 2008.

15. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. вузов / И. З. Гликман. - М.: Владос-пресс, 2002.

16. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: ИЦ "Академия", 2008

17. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы - СПб., 2005.

18. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие. - 2-е изд., испр.. - М.: ИЦ "Академия", 2008.

19. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004;

20. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001;

21. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / - 2-е изд., стереотип. - М.: ИЦ "Академия", 2008.

22. Иванов И.П. Созидание: теория и методика воспитания. – СПб.: Аверс; ООО «Инновационное психолого-педагогическое объединение», 2003.

23. История социальной педагогики. Становление и развитие зарубежной социальной педагогики: учебник / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003.

24. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987;

25. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - Рига: Эксперимент, 1995;

26. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособ. для высш. учеб. заведений. – М., 2008;

27. Колесникова И.А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005;

28. Комаров В.Б. Структурный анализ урока (алгоритмы совершенствования качества урока): метод. пособие - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008.

29. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов педагогический вузов - Ростов н/Д., 2005.

30. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Уч. пособие. - М.: Пед. общ-во России, 2002.

31. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010.

32. Мосолов В.А. Педагогика в социо-космо-историческом измерении. – СПб: ЛГУ, 2008.

33. Мосолов, Вячеслав Андреевич. Всеобщая педагогика: об универсализме субъектов воспитания человека: монография - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011.

34. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие. - 4-е изд., стереотип. - М.: ИЦ "Академия", 2008.

35. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.

36. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов [и др.]; ред. С. А. Смирнов. - 8-е изд., стереотип. - М.: Academia, 2008.

37. Педагогика межнационального общения: учебное пособие / Под ред. Д. И. Латышиной. - М.: Гардарики, 2004.

38. Педагогическая практика: методические рекомендации для студентов по выполнению заданий практики; Авт.-сост. М.И. Морозова, С.В. Нилова. - Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2002.

39. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 2-е изд., стер. - М.: ИЦ "Академия", 2005.

40. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью. Юногогика: учебное пособие. - М.: ГИЦ "ВЛАДОС", 2008.

41. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2009.

42. Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

43. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998;

44. Селевко Г.К. Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2002;

45. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студ. пед. вузов /ред.: В. А. Сластёнин, И. А. Колесникова. - М.: Academia, 2008.

46. Старикова Л. Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

47. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008.

48. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

49. Хуторской А. В. Педагогическая инновация: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. - М.: Academia, 2008.

50. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М.: Педагогическое общество России, 2002

51. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. учеб. пособие. – СПб: Питер, 2005.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование [Текст]/ Минобрнауки России. - М.: Московский Лицей, 1933

2. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: науч. журнал. Сер., ПЕДАГОГИКА/ Ред. колл.: В.Н. Скворцов, Е.С. Нарышкина, A.M. Судариков, Л.Л. Букин, Т.В. Мальцева, Г.П. Чепуренко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007

3. Вестник Московского Университета: научный журнал. Серия 20., Педагогическое образование/ Учредитель: МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. Изд-во Московского ун-та, основан в ноябре 1946 г Вопросы образования

4. Воспитание. Образование. Педагогика./ М.Н. Сартан. - М.: "Чистые пруды". - Выходит раз в два месяца Народное образование России

5. Народное образование. - Выходит 10 раз в год. – Издание имеет сериальное приложение: Профессиональная библиотека директора школы

6. Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. - М.: Педагогика, 1937 - 2012. - Ежемесячный научно-теоретический журнал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: