Режимы жизнедеятельности школы: определение, этапы (становление, функционирование, переходный период, развитие, упадок).
Определение понятий «управление функционированием», «управление развитием». Диалектика взаимосвязи режимов функционирования и развития. Сравнительная характеристика управления функционированием и развитием: назначение управления, субъект управления, реализуемые научные концепции и подходы, качество и эффективность управления.
Подходы к управлению развитием. Матрица теоретически возможных подходов к управлению развитием школы: по субъекту (административное — партисипативное); по ориентации (нецелевое, процессуальное, — целевое); по степени интеграции (автономное — системное); по типу реагирования (реактивное — опережающее).
Стратегии развития школы (локальные, модульные, системные изменения).
Программа системных изменений: требования, этапы разработки, структура.
Тема 5. Основы управления социальным коллективом. Управленческая культура руководителя.
|
|
Учение А.С. Макаренко о коллективе.
Развитие идей А.С. Макаренко в трудах отечественных психологов и педагогов (М.А. Новиков, Р.Х. Шакуров, Л.И. Уманский, А.Г. Ковалев, Т.Е. Конникова, Е.С.Кузьмин, А.В. Мудрик, Р.С. Немов, Л.И. Новикова, А.В. Петровский): типы социальных групп, общегрупповые свойства, признаки внутри — и межгруппового взаимодействия.
Понятие «управление социальным коллективом». Характеристика компонентов управления социальным коллективом: организация, активизация (стимулирование), сплочение, развитие, самоуправление. Общественное мнение. Ценностные перспективы. Дисциплина.
Роль и функции общения в формировании коллектива (когнитивная, аффективная, регулятивная). Стиль общения. Невербальные компоненты общения. Управленческая культура руководителя.
Единство действий и его регламентация. Оценивание и оценка в управлении социальным коллективом.
Социометрический анализ.