Тема 3. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления

Источники социального заказа школе. Субъекты управления. Философия, миссия, Устав школы. Школа как объект управления. Организационная структура управления. Службы управления. Организация образовательного процесса (образовательные программы, педагогические технологии, стиль общения). Результат школы как педагогической системы. Критерии и показатели оценки деятельности школы как педагогической системы. Аттестация, лицензирование и аккредитация образовательных учреждений.

Понятие «модель». Типы моделей. Модель управления образовательным учреждением. Характеристика основных компонентов модели (функционально-деятельностный подход): субъект, внешние условия (политические, экономические, социо-культурные, демографические); профессиональная готовность субъекта к деятельности (когнитивный, мотивационный, поведенческий аспекты готовности); цель деятельности (внешняя, внутренняя, мотивация, целеобразование); принципы (нормы, правила, установленные на основе выявленных закономерностей управленческой деятельности); функции управления (формирование информационной основы для анализа состояния системы и целеполагания, целеполагание, планирование, организация, координация, регулирование; контроль результатов; анализ итогов, коррекция); содержание (определение направлений деятельности субъекта; переработка управленческой информации, выработка управленческого решения; реализация функций управления по всем направлениям деятельности субъекта); методы (психолого-педагогические, организационно-распоряди­тельные, экономические); стиль; техника и технология (АСУ; процедуры распределения и реализации функций управления, выработки управленческого решения, формирования оргструктур); объект; результат.

Понятие «функция управления». Характеристика основных функций управления. Формирование информационной основы для анализа состояния системы и целеполагания. Целеполагание: понятия «идеал», «цель», «задача»; свойства цели; формы и методы целеполагания (моделирование, «дерево» цели, «сценарий» цели); таксономия цели; соотношение целей и результатов (понятия «норма», «результативность», «эффективность», «продуктивность»).

Планирование: процедура, методы (последовательный, параллельный, комбинированный), формы планов (план-расписание, циклограмма, календарная сетка, ленточный график, сетевой график, матрица), унификация документации; использование ЭВМ.

Организация, координация, регулирование: определение и распределений функциональных обязанностей всех субъектов управления; выработка единых педагогических требований.

Контроль результатов: формы контроля (фронтальный, тематический, текущий, контроль по отклонениям); методы контроля (экспертиза, мониторинг, аттестация); критерии оценки результатов.

Анализ итогов, коррекция: процедура анализа (результат ® организация ® условия); причины отклонений в результатах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: