Барокко

ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

XVII в. — особая эпоха в культуре стран Европы, а также, оче­видно, и за пределами этого континента. В 1969 г. Институт миро­вой литературы выпустил коллективный труд под редакцией из­вестного ученого Ю. Б. Виппера «XVII век в мировом литератур­ном развитии». Он стал отправной точкой для признания в отече­ственном литературоведении XVII в. самостоятельной эпохой в литературном процессе. В прежних концепциях это столетие обыч­но рассматривалось или как позднее Возрождение, или как ран­нее Просвещение. Во французском литературоведении XVII в. и прежде рассматривался как отдельная эпоха, названная эпохой Рационализма, но такое определение ее сути, верное для Фран­ции, где господствовал классицизм, не отражает содержания той же эпохи, например, в Испании, где на первый план вышла ли­тература барокко. Причина в том, что этой стабильной эпохе од­новременно присущи черты переходности, связанные с форми­рованием нового метаязыка литературы: определяющее для пре­жних эпох значение жанров отходит на второй план, рождается система художественных методов и соответствующих им направ­лений. Наряду с гуманистическим протореализмом (переходящим в так называемый бытовой реализм) формируются первые худо­жественные направления — барокко и классицизм.

БАРОККО

Термин «барокко». На исходе Возрождения возникают новые эс­тетические явления, в которых ренессансное искусство трансфор­мируется под влиянием мироощущения, свойственного XVII в.: так называемый бытовой реализм, маньеризм, барокко. В со­временной науке нередко все эти разновидности определяются общим термином «барокко», хотя есть основания и для их раз­деления и даже противопоставления. Сам термин принято воз­водить к португальскому слову «барокко», что означает «жем­чужина неправильной формы». Это очень удачный образ для объяснения специфики явления: жемчужина (некая безуслов­ная эстетическая ценность), но неправильной формы (в отли­чие от гармоничного соотнесения всех частей в искусстве Ре­нессанса).

Концепция мира и человека в искусстве барокко. Подобно ре-нессансной литературе, литература барокко сохраняет монумен­тальность, грандиозность художественной картины мира, но ее основой становится не представление о человеке-титане, «уни­версальном человеке» как мере всех вещей и о разворачивающем­ся по горизонтали огромном мире — поле его деятельности, а близкая к средневековой «вертикальная» концепция, согласно ко­торой наверху — рай, внизу — ад, а посередине — человек как некая точка, в которой сходятся борющиеся за него ангельские и сатанинские силы. В человеке они так сложно переплетены, что неизвестно, какие силы восторжествуют в каждое конкретное мгно­вение. Литература барокко обогащена всеми открытиями Ренес­санса, основное внимание по-прежнему уделяется человеку (пусть это точка между двумя безднами, но центральная точка, средото­чие мира, в которой решается, за какими силами — Света или Мрака — будет победа). Если в Средние века авторское начало представлено лишь в зародыше, то барокко, несомненно, автор­ское искусство, причем роль автора в нем еще важнее, чем в ис­кусстве Ренессанса. Автор в меньшей степени связан жанровыми установками, правилами стиля и т.д. Неясность судьбы человека в противостоящем ему мире заставляет писателей барокко занимать пессимистическую позицию.

Жанры барокко. Более свободное авторское самовыражение при­водит в искусстве барокко к выработке новых модификаций тра­диционных жанров. Так, Кальдерой на основе испанской нацио­нальной драмы создает религиозно-философскую драму. Грасиан в «Карманном оракуле» идет по пути создания афористической прозы. Д'Юрфе разрабатывает галантно-пасторальный роман, а Мадлен де Скюдери — галантно-героический. Самый своеобраз­ный случай — «Книга обо всем и еще о многом другом» Кеведо, в которой смешиваются в игровой форме различные жанры.

Стиль барокко. Основная тенденция барочного стиля — пере­ход от гармоничности форм искусства Ренессанса к формам дис­гармоничным, что отражает концепцию дисгармонии и конфликт­ности мира и человека. Подобно тому как в архитектуре барокко существует стремление скрыть конструктивные детали, несущие опоры (8-образные стены, витые колонны и т.д.), в барочной литературе обнаруживается желание скрыть конструкцию текста: романы превращаются в аморфные повествования, утяжеленные множеством вставных новелл, драмы строятся на предельно услож­ненной интриге, в поэзии возникает игра с поэтическими фор­мами. Художественный эффект часто достигается за счет наруше­ния читательских ожиданий на всех уровнях текста. Отсюда воз­можность соединения пессимизма и сатиры, изысканно-прекрас­ных и безобразных деталей, возвышенного и низменного, эсте­тизация ужасного, создание неологизмов из частей уже суще-ствующих слов, обрыв стихотворной строки на полуслове и т.д. Как правило, барокко — это «темный» стиль, труднодоступный для восприятия.

Барокко как литературное направление. В отличие от ренессанс-ного искусства, искавшего универсальный, наднациональный идеал, и продолжившего этот поиск классицизма барокко ищет национальные формы воплощения своей концепции. Поэтому в разных странах возникают национальные разновидности бароч­ной литературы. В Италии это маринизм (названный по имени поэта барокко Джамбатиста Марино). В Испании это гонгоризм (по имени поэта Гонгоры) и консептизм (от сопсер(о — понятие). В Англии это «метафизическая школа». Во Франции это «прециоз-ная литература» (от ргёаеих — драгоценный, изысканный). Имея много общего на концептуальном уровне, эти разновидности ба­рокко весьма несхожи на уровне стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: