Эпоха Барокко

Эпоха Барокко ― одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью, эмоциональной напряженностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

Отшумели Ренессанс и Реформация, в результате которых не столько сформировалось новое, сколько было разрушено многое из старого. И на этих обломках в муках и тревоге стало вырастать то, что в последствии назовут барокко (от итал. жемчужина неправильной формы), — особое художественное явление, самостоятельный целостный художественный стиль, проявившийся в самых разных областях культуры.

Рассмотрим те изменения переходного периода, которые стали идеологическим и мировоззренческим основанием культуры эпохи Барокко.

В XVII в. все европейские страны развиваются в одном направлении ― от феодализма к капитализму, хотя характер развития был неравномерным. Именно с этого времени впервые намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

Раскол западной христианской церкви на протестантов и католиков, борьба вероучений, отражающих интересы разных классов (католицизм выражал феодальные интересы, протестантизм ― буржуазные), привели к ослаблению влияния религии на разные сферы культуры, противопоставлению культуры духовной и светской.

На смену целостности и гармонии, свойственным Возрождению, приходит новый тип мироощущения, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию. Мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В философии разгорается противоборство диаметрально противоположных учений и принципов ― идеалистического (метафизика Декарта) и материалистического (Гоббс, Локк, Бэкон).

Гуманизм эпохи Возрождения трансформируется в новую мировоззренческую установку ― " трагический гуманизм ". Исчезают оптимистические ожидания, обостряется ощущение трагических противоречий и проблемности существования человека в обществе и мире; происходит "расслоение" человека, привыкшего осознавать себя неотъемлемой частью своей социальной общности, на частного и родового, личностного и сословного. Все эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи, формируя типично барочную картину мира.

Барочный мир неустойчив, соткан из контрастов, подвержен стремительным и трудноуловимым преображениям. Судьба человека неуправляема, поток времени неуправляем, его можно лишь наблюдать ― до тех пор, пока он не сметет наблюдателя. Случайность и хаос управляют Вселенной. В этом хаосе рождается и трагическое, и чудесно-мистическое, ярко и колоритно отражаясь в импульсивном и динамичном барочном искусстве.

Таким образом, о барокко можно говорить и как о культурологической эпохе, и как о всеобъемлющем художественном стиле.

· барокко, как стилевое направление, возникло в католической Италии. Зрелищность стиля стала "приманкой" для возврата паствы в лоно теряющей авторитет католической церкви. Со временем стиль "выплеснулся" за пределы Италии, распространившись по всей Европе.

Специфическими чертами художественного стиля барокко являются:

· вычурная декоративность, пышность, орнаментализм, перегруженность деталями и декоративными эффектами;

· красочность, насыщенность цветовой палитры;

· повышенная эмоциональная напряженность и экспрессивность;

· предпочтение драматическим и трагическим образам и сюжетам ― так, религиозная тематика раскрывается через сцены, связанные с мученичеством, чудесами и видениями;

· парадоксальность и, в определенной мере, эклектизм (гармоничное сочетание разнородных стилевых элементов) выражены в " созвучии несозвучного ";

· динамизм, яркая контрастность образов;

· сложность форм, линий плавного, текучего излома, пришедшие на смену геометрической правильности и лаконичности форм Ренессанса;

· барочный синтез искусств — мастер этой эпохи мыслит и творит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно.

Архитектура барокко представлена помпезными парковыми и дворцовыми комплексами, храмами и общественными постройками, для которых характерны пространственный размах, массивность, праздничность, нагруженность формы орнаментальным декором.

В цветовом решении интерьера ведущим становится насыщенный эмоционально активный кроваво-красный цвет, используется большое количество позолоты. Стены и потолки обильно украшаются фресковой росписью, декоративными тканями, картинами, скульптурным декором. Соответствуют духу эпохи и богато декорированные мебель, светильники, посуда, экипажи и другие предметы декоративно-прикладного искусства.

Синонимом устойчивости занимаемого места в мире и положения в обществе выступают роскошь и богатство. Даже государственные мужи и серьезные ученые облачаются в пышные парики, сложно скроенные и перегруженные бантами, кружевами и лентами костюмы.

Монументальная скульптура барокко связана с архитектурной средой, во многом подчинена общему декоративному замыслу, и при этом имеет самоценное значение. Фасады зданий и интерьеры заполняются множеством статуй.

Форма во многом преобладает над содержательными мотивами, эмоции ― над рационализмом, поэтому произведения искусства будят в зрителе сомнения, страсти. Ярким примером служат скульптурные композиции Лоренцо Бернини "Экстаз святой Терезы", "Аполлон и Дафна" и др.

В живописи происходит отказ от прямолинейной перспективы для подчеркивания "бесконечности" пространства. Основные живописные сюжеты ― сцены из Священного писания, мифологические сцены, парадные портреты, насыщенные натюрморты и пейзажи. Сюжеты, как правило, трагичны либо пафосны, композиция перегружена множеством фигур, предметов и деталей. Мир живописи отражает грандиозный круговорот жизни, отдельные фигуры в котором с трудом определяемы. Преобладание чувств над разумом, проблемы жизни и смерти, бурная динамика, восхищение физической силой и красотой тела характерны для самых драматических произведений.

XVII ст. отмечено становлением национальных художественных школ.

Предтечей живописи барокко можно считать итальянского художника Караваджо. На известном полотне "Взятие Христа под стражу" зритель видел не божество, а страдающего, преданного всеми человека, судьба которого определена неизбежностью мучений и принята им самим. Караваджо часто обращается к реалистическим сюжетам народного быта. В результате появляется целое течение в живописи ― караваджизм.

Во Фландрии центральная фигура в живописи ― Питер Пауль Рубенс. Современники называли его " королем художников и художником королей ". Характерные для барокко патетика, бурное движение, декоративный блеск, богатый колорит в искусстве Рубенса неотделимы от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Его картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие с креста", "Персей и Андромеда"), портреты, пейзажи ― часть золотого фонда мировой культуры.

В творчестве испанских художников особое место занимают религиозные сюжеты, ведь Испания ― классическая страна католицизма. При этом работы Эль Греко отличаются ярко выраженным своеобразием.

Самый выдающийся художник "Золотого испанского века" ― Диего Веласкес, кисти которого принадлежат острохарактерные портреты, в том числе, представителей королевского дома, выразительные религиозные и мифологические сюжеты, правдивые, опоэтизированные им сцены труда.

Эмоциональность и экспрессивность эпохи Барокко ярко вспыхнула в таком виде искусства как литература. Испанский писатель-драматург Лопе де Вега в своих произведениях "Звезда Севильи", "Собака на сене" и др. обращается к воображению и чувствам, а не к разуму.

Драматургия XVII ст. наполнена новаторством и стремлением создать в театре новые формы отражения действительности. Имена целой плеяды известных творцов связаны с этим периодом: драматурги Пьер Корнель и Жан Расин, комедиограф Жан Батист Мольер.

Литература барокко отразила поиск гармоничного социального устройства в форме романов-утопий, в которых идеальное общество обнаруживалось на далеких островах, других планетах или в далеком будущем: "Город солнца" Томмазо Кампанеллы, "Новая Атлантида" Фрэнсиса Бэкона.

Особого внимания заслуживает музыка эпохи ― чрезвычайно насыщенная, полнокровная, экспрессивная. Появляются новые музыкальные формы и жанры: полифония — многоголосие, соната, концерт, опера. Отражением духовной атмосферы эпохи Барокко стала музыка А.Вивальди, И.С.Баха и Г.Генделя, раскрывших разные грани этого богатого стиля.

С течением времени в мировой культуре не ослабевает притягательность искусства барокко, ставшего одним из двух, так называемых, " больших " стилей Нового Времени. Традиции барокко продолжали развиваться и в XVIII, и в XIX столетиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: