В предложенном учебном пособии рассмотрена методология комплексной оценки и анализа реальных социально-экономических явлений и процессов, представленных одномерными и многомерными временными рядами, в разрезе выявления, характеристики и моделирования тенденции и методов ее прогнозирования с учетом особенностей и специфики применяемых методов и изучаемого объекта исследования.
Статистическая методология анализа временных рядов и прогнозирования находит широкое применение во многих областях знаний как на макро-, так и на микроуровнях экономического развития, оценке эффективности, финансового состояния и финансовой устойчивости, деловой активности сегментов различных рынков и организационно-правовых структур.
Наиболее эффективным и целесообразным является широкое использование прикладного программного обеспечения при решении задач исследования конкретных социально-экономических явлений и процессов, что существенно ускоряет проведение расчетов. В этой связи распространены следующие программные продукты, такие как стандартные пакеты прикладных программ STATISTIKA, ОЛИМП, SPSS, STATGRAPHICS и другие.
Руководство
по изучению дисциплины
(подготовлено д.э.н. профессором Садовниковой Н.А.)
1. Цели, задачи изучения дисциплины
и сферы профессионального применения
Современный этап социально-экономического развития страны выдвигает на первый план задачу оценки состояния и перспектив развития субъектов рыночных отношений на различных иерархических уровнях управления с целью выбора оптимальных управленческих, организационно-правовых и производственно-хозяйственных решений, направленных на повышение эффективности и деловой активности их функционирования и взаимодействия как в границах внутренней, так и внешней среды. В этой связи возрастает роль методологии статистического оценивания состояния, основных тенденций и перспектив развития субъектов рыночных отношений – организационно-правовых структур вне зависимости от отраслевой принадлежности, форм собственности и внутренней структурной градации, то есть возрастает роль анализа числовой информации, представленной в формах статистической, бухгалтерской и других видах отчетности и прогнозирования числовых параметров деятельности фирм, коммерческских банков, страховых компаний, различных сегментов финансового и других рынков с целью определения перспектив их развития и путей принятия наиболее эффективных решений и направлений дальнейшей деятельности.
Дисциплина «Анализ временных рядов и прогнозирование» включает в себя комплексную методологию статистического анализа, моделирования и прогнозирования динамической информации, представленной временными рядами социально-экономических явлений и процессов. В курсе нашло отражение обобщение отечественного и зарубежного опыта использования статистико-математических методов изучения и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов.
Преподавание дисциплины «Анализ временных рядов и прогнозирование» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов по различным специальностям. Конечной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов глубоких теоретических знаний методологии и методики анализа временных рядов, статистического моделирования и прогнозирования, и практических навыков по экономико-статистическому анализу состояния и прогнозирования конкретных социально-экономических явлений и процессов на основе построения адекватных, и в достаточной степени аппроксимирующих реальные явления и процессы прогностических моделей, на основе которых возможна выработка конкретных предложений, рекомендаций и путей их прикладного использования на макро- и микро-уровнях.
Роль и место дисциплины в профессиональной подготовке экономистов-статистиков определяется ее значительностью в изучении студентами специальных дисциплин. Поэтому, для успешного овладения ею требуется предварительное изучение таких дисциплин как «Теория статистики», «Экономическая информатика и вычислительная техника» и других дисциплин.
В ходе изучения дисциплины ставятся задачи научить студентов:
· методологии анализа временных рядов и прогнозирования;
· осуществлять постановку задачи при разработке статистических моделей, отражающих в динамике структуру, взаимосвязь сложных социально-экономических явлений и процессов, и на их основе строить модели прогноза, оценивать их качество, точность и надежность;
· изучать самостоятельно научную и учебно-методическую литературу по анализу временных рядов и прогнозированию и уметь составлять критические обзоры опубликованных работ;
· использовать в своей деятельности современные статистико-математические методы и модели для анализа и прогнозирования конкретных социально-экономических явлений и процессов.
Полученные знания являются неотъемлемой составляющей образования современного высококвалифицированного экономиста-аналитика, статистика, маркетолога, менеджера.
Сфера профессионального применения полученных знаний обширна:
— моделирование и прогнозирование технико-экономических показателей отрасли, фирмы, предприятия;
— моделирование и прогнозирование рынка жилья;
— моделирование мотивов поведения потребителей;
— анализ и прогнозирование товарной структуры рынка;
— анализ, моделирование и прогнозирование сегментов рынка;
— анализ, моделирование и прогнозирование межфирменной структуры рынка;
— анализ и прогнозирование рекламы в системе маркетинговых коммуникаций;
— моделирование и прогнозирование в системе управления производством;
— внутрифирменное прогнозирование;
— прогнозирование потребности и управления персоналом;
— анализ и прогнозирование внешней и внутренней предпринимательской среды;
— анализ и прогнозирование систем имущественного, подотраслей личного и государственного социального страхования;
— анализ, моделирование и прогнозирование показателей деятельности, финансовой устойчивости и деловой активности сегментов фондового рынка, рынка ценных бумаг, биржевых структур;
— прогнозирование в социологии;
— прогнозирование в экологии.
2. Необходимый объем знаний для изучения
данной дисциплины
Для успешного изучения данной дисциплины студент должен:
Знать:
· существующие статистико-математические методы и модели, применяемые при анализе, расчете и прогнозировании показателей, представленных временными рядами;
· основные принципы статистического моделирования и прогнозирования;
· границы возможностей, предпосылки и область применения статистико-математических методов при построении статистических моделей прогноза и обеспеченность их программными средствами;
· методику сбора и анализа статистической информации, необходимой для разработки экономико-статистических моделей;
· основные проблемы и направления совершенствования методологии статистического моделирования и прогнозирования в стране и за рубежом.
Уметь:
· осуществлять постановку задач при разработке статистических моделей структуры, взаимосвязи и динамики социально-экономических явлений и процессов и на их основе разработку ретроспективных и перспективных прогностических моделей, производить оценку их качества, точности и надежности;
· проводить комплексный экономико-статистический анализ и прогнозировать конкретные социально-экономические явления и процессы с использованием статистических пакетов прикладных программ.
Иметь представление:
· о направлениях развития статистико-математических методов и моделей прогнозирования социально-экономических явлений и процессов;
· о возможных областях применения статистико-матема-тических методов и моделей при исследовании деловой активности и эффективности функционирования субъектов рыночной экономики.