Кто говорил с Евой?

Змей был хитрее (или: умнее) всех зверей полевых (=за пределами рая), которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Бытие 3:1)

Что же это был за «змей», о котором здесь идёт речь? Он был или каким-то пресмыкающимся, животным, умевшим разговаривать, или же разумным существом совсем иного рода. Если мы будем толковать Библию с помощью Библии, быстро выяснится, какой из двух этих вариантов вернее: Откровение, будучи последней книгой Библии, представляет собой соответствие Книги Бытие, первой книги Библии, и в ней подхватываются многие из этих тем. Там упоминается и «древний змий», причём проясняется его сущность:

И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. (Откр. 12:9)

Таким образом, змий – это дьявол, называемый также сатаной. Он встречается в Библии под несколькими именами, но в тексте Книги Бытие употреблено именно слово змей, потому что оно описывает те черты характера сатаны, которые особенно проявились в этой ситуации.

В животном мире змеи известны тем, что они распространяют яд не жалом, как насекомые, а ртом. Связь, которая то и дело устанавливается между змеиным ядом и языком (Пс. 139:4), указывает в том же направлении: сатана распространяет свой яд ртом и языком, то есть в виде приносящих гибель слов.

На иврите змей называется словом нахаш, тем же самым, которое употребляется в значении «гадать, прорицать» (Быт. 30:27; 44:5,15). Его исходное значение – по-видимому, шептать, бормотать (Fürst II/30, параллель к лахаш), отсюда заклинающее нашёптывание, сравните змеиное «шевеление языком» и шипящий шум, когда она ползёт (Иер. 46:22). Таким образом, hа-нахаш в Быт. 3 перевести также как прорицатель, что хорошо увязывается с тем, что сатана часто выступает с притязаниями на то, чтобы приносить новые истины из потустороннего мира. Гадание и ясновидение открывают доступ к оккультному, то есть к скрытому знанию и тайным силам невидимых миров. Страх, любопытство и властолюбие толкают людей к желанию знать сокрытое или будущее. Большую роль играет при этом стремление к независимости от Бога. Люди хотят управлять своей судьбой сами, без Божьего наставления. Гадание и жизнь с Богом несовместимы:

И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мёртвых о живых? (Исайя 8:19)

Ясновидение и гадание могут приоткрыть человеку истины, совершенно не доступные ему иначе, но это источник небожественной природы и пьющим из него он приносит смерть.

«Блистающий» соблазнитель

Слову нахаш = змей близко родственно еврейское нэхошет = медь (ср. игру слов в Чис. 21:9), а прежде всего – его сплав с оловом, бронза, которая может блестеть как золото (Ездр. 8:27; Иез. 1:7), однако ценится мало (Дан. 2:39). Когда сатана является в виде змея, он представляется блистающим светоносцем (лат. Люцифер), однако на самом деле приносит – как укус змеи, еле заметно и коварно – яд.

Таким образом, змей обозначает сатану в его качестве как соблазнителя, обещающего человеку «истинное просвещение». Но в то время как Божья истина освобождает и отрезвляет разум, мудрость змея действует опьяняюще:

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное... (Притч. 23:31-33)

У алкоголизма и ложного света сатаны есть нечто общее: сначала человек как пьяный полон возвышенных чувств, яд легко проглотить. Однако он теряет самоконтроль, а потом наступает протрезвление, пробуждение с болью и часто с необъяснимыми потерями. И тут круг замыкается, приводя нас обратно к событиям Книги Бытие, которые упоминаются в Новом Завете. Здесь Павел объясняет, что сатана является как ангел света и пытается увести верующих от детского послушания и доверия к Богу, возвещая якобы «высшие истины»:

Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе... потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды. (2 Кор. 11:3,14-15)

Сначала Павел говорит об обольщении Евы, а потом подчёркивает, что сатана является под видом ангела света. Поэтому вряд ли можно сомневаться в том, что под змеем в Быт. 3 имеется в виду сатана, который в обличье вестника истины обманул жену и впрыснул в неё своими нашёптываниями смертоносный яд непослушания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: