Специфика электронных изданий о музыке

В начале работы над данным разделом исследования хотелось бы отметить, что большинство существующих на сегодняшний день работ в области изучения электронных сетевых изданий посвящены научным либо учебным изданиям, в то время как тематика и специфика музыкальных веб-ресурсов остаётся практически не изученной.

Проблему поиска корректного инструментария для описания и анализа сетевых медиаструктур отмечает в своих исследованиях О. А. Козлова: «Каждый раз, когда мы сталкиваемся с необходимостью анализа сайта интернет-СМИ, возникает ряд вопросов. Главные из них: на основании каких критериев, признаков можно осуществить этот анализ? Какие факторы являются принципиальными, определяющими при оценке деятельности того или иного сетевого медиа?

… Безусловно, интернет-СМИ, как часть медиасистемы, могут быть описаны с помощью традиционных схем и моделей, применяемых для характеристики печатных и электронных СМИ. Однако, наряду с имманентными признаками классических средств массовой информации, сетевые медиа обладают и рядом специфических свойств, которые не укладываются в рамки стандартных методик» [Козлова 2014].

Действительно, в методике и теории современного редакционно-издательского дела способы и формы деятельности редактора при подготовке электронных изданий пока разработаны относительно слабо. Часто подобные издания «продуцируются» вообще без участия редактора или же редакторская работа сводится лишь к подготовке вербального текста произведения, литературной правке, хотя в идеале редактор должен руководить всем процессом организации электронного издания, контролировать его структуру, различные дополнительные компоненты, что требует от него соответствующего уровня компетентности в компьютерных технике и технологиях.

Необходимость участия редактора в разработке мультимедийной составляющей электронных изданий отмечается в статье Е. В. Далады «Методические основания работы редактора над мультимедиа в электронном учебном издании» [Далада 2003].

Методика редакторского анализа веб-сайтов включает в себя несколько основных этапов.

Первый этап заключается в оценке анализируемого веб-ресурса с точки зрения специфики целевой аудитории и задач, которые ставят перед собой его создатели. Используется метод комплексного анализа структуры сайта, отдельных элементов его текстового и нетекстового наполнения, удобство его использования (так называемое «юзабилити»). На основе полученных в ходе анализа данных делается вывод о соответствии веб-сайта поставленным перед ним задачам, а также интересам потенциальной аудитории [http://profredactor.ru/service/redaktorskij-audit.html, 23.05.15].

Второй этап подразумевает проведение сравнительного анализа изучаемого веб-сайта с ресурсами схожей тематики. Это позволяет выявить как наиболее общие структурные элементы, характерные для большинства Интернет-ресурсов определённой тематики, так и те черты и особенности каждого конкретного сайта, которые создают его индивидуальность и позволяют ему выделиться среди сайтов-конкурентов.

Дальнейшие этапы работы редактора схожи с методами редакторской подготовки обычных печатных изданий: они включают поиск и исправление разнотипных ошибок в текстовом и нетекстовом наполнении веб-сайта, улучшение стилистики, проверка работоспособности гиперссылок и т. д. и носят прежде всего практический характер.

В целях выявления и характеристики специфических особенностей электронных журналов о музыке в 2013 году нами было проведено исследование, в ходе которого мы рассмотрели и проанализировали 11 сайтов данной тематики, 6 англоязычных («Allmusic», «MOJO», «New Musical Express», «Pitchfork», «Resident Advisor», «Wire») и 5 русскоязычных («Журнал любителей искусства», «FUZZ», «Last.fm», «Rockcor» и «Rolling Stone»). Перечисленные веб-ресурсы либо рассматривают мир музыки в целом, либо специализируются на каких-либо конкретных музыкальных стилях и направлениях. В совокупности, эти 11 сайтов охватывают все существующие жанры музыки, начиная от классической и фольклорной и заканчивая современной электронной и авангардной, а также предоставляют сведения практически обо всех музыкальных группах и коллективах, что позволило нам объективно оценить тематический охват и структуру данной отрасли электронных изданий.

Особое внимание было уделено сравнительному анализу данных ресурсов, так как этот метод позволил быстро и точно выделить самые основные элементы структуры, содержания и рубрикации музыкальных веб-сайтов. С этой целью нами на данном этапе был применён метод количественного подсчёта фактов: была построена таблица, в которой отмечалось наличие тех или иных структурных и содержательных элементов на гипертекстовом пространстве анализируемых музыкальных сайтов.

Поскольку в ходе исследования точного терминологического определения музыкального электронного издания обнаружить не удалось, было принято решение о самостоятельном выведении данного понятия. Таким образом, электронное издание о музыке (или электронный журнал о музыке; музыкальное Интернет-издание; музыкальный веб-сайт) – разновидность ресурсов сети Интернет, основной задачей которых является распространение разнообразной информации музыкальной тематики в виде статей, рецензий, интервью, отчётов (текстовых, фото- и/или видео), объявлений и т. п.

Также был установлен ряд факторов, непосредственным образом определяющих специфику электронных ресурсов музыкальной тематики:

1. Важнейшим и основополагающим фактором, определяющим все структурные, рубрикационные, содержательные, дизайнерские и прочие элементы музыкального веб-сайта, является его тематическая направленность. Стоит отметить, что это характерно не только для музыкальных, но и для абсолютного большинства любых информационных ресурсов вообще.

2. Не менее важным фактором является пользовательская аудитория, на которую ориентируются создатели ресурса. Более того, по мнению А. А. Вендюхина, «первое, о чём следует задуматься, планируя создание веб-сайта, – это полная и, по возможности, точная оценка аудитории, на которую сайт ориентирован» [Вендюхин 2009, 366]. Исходя из музыкальных предпочтений целевой аудитории определяется общее дизайнерское оформление сайта, структура разделов и рубрик, стиль и содержание размещаемых материалов.

3. Электронные издания о музыке относятся к категории информационных или новостных сайтов. Для подобных ресурсов характерно большое количество различных разделов с часто обновляемой информацией (например, новости, статьи, афиша и т. п.), как правило, они поддерживаются специальным штатом администраторов [Буханцева 2008, 237].

4. Тематический охват электронного издания, то есть, идёт ли в нём речь только о музыке, или же параллельно освещаются события в мире киноиндустрии и прочих сферах культуры.

5. Принадлежность к группе интегрированных (то есть, дополняющих печатный аналог) или оригинальных (самостоятельных) электронных журналов.

6. Язык издания и особенности пользовательского восприятия.

Говоря о последнем факторе, стоит отметить выявленные в ходе сравнения закономерности, характерные для рубрикации и расположения материалов на гипертекстовом пространстве англоязычных и русскоязычных музыкальных сайтов. Установлено, что на сайтах, ориентирующихся преимущественно на англоязычную аудиторию, веб-мастера зачастую отдают предпочтение блочной структуре, при которой ссылки на статьи и материалы размещаются на главной странице ресурса в своеобразных тематических блоках, в то время как российские сайтостроители зачастую придерживаются традиционной линейной структуры, для которой характерно такое размещение материалов, при котором вслед за основным меню на главной странице сразу же идёт большая полоса «Новости и анонсы» (или нечто подобное ей), следующая до самого конца страницы. Установлено, что из 6-ти англоязычных музыкальных сайтов 5 имеют именно блочную структуру, в то время как среди 5-ти русскоязычных подобной характеристике соответствует лишь 2 электронных журнала.

Предполагаем, что выявленная закономерность не является обязательным правилом и имеет в своём составе ряд исключений, представляя скорее тенденцию, способную в некоторой степени отразить разницу в менталитете и понимании веб-дизайна в России и за рубежом. Подробнее об этом в Приложении 3 «Типичная структура англо- и русскоязычных сайтов музыкальной тематики».

При анализе содержательного наполнения перечисленных ресурсов удалось выявить ещё одну важную особенность современных электронных изданий о музыке. Нами отмечено, что абсолютное большинство материалов носит новостной характер (сведения о предстоящих концертах, обзоры на новые альбомы и видеоклипы, сведения о гастролях или новости личной жизни звёзд музыкальной сцены и т. п.), в то время как статьи аналитического типа встречаются сравнительно редко. Исходя из этого, на следующем этапе исследования при создании собственной экспериментальной модели электронного издания музыкальной тематики основной акцент был сделан именно на материалах аналитического характера, что послужило оригинальности веб-сайта, и позволило не пересекаться тематически с другими электронными журналами о музыке.

Сравнительный анализ позволил выявить основные структурные элементы веб-сайтов как таковых.

Все элементы устройства веб-сайтов по своему назначению можно условно разделить на три группы: навигационные, информационные, рекламные (или дизайнерские), причём одни элементы могут включать в себя другие. Одна часть этих элементов является обязательной, так как формирует структурный «скелет», основу сайта, на которую потом ориентируются при использовании других – факультативных элементов [http://ironner.ru/web_design/structure_wpages, 23.05.15]. Охарактеризуем группы этих элементов:

· Навигационные (рубрикационные) элементы. Важнейшая группа структурных элементов веб-сайта, вокруг которых выстраивается остальное содержимое. Обязательно присутствуют на подавляющем большинстве сайтов. К ним относят: блоки поиска и быстрого перехода; блоки горизонтального и вертикального меню; блок авторизации (регистрации); блок «Подвал», находящийся внизу страницы (как правило, содержит информацию об авторах ресурса).

· Информационные элементы. Если навигационные элементы определяли структуру сайта, расположение элементов и т. п., то информационные составляют непосредственное содержание веб-ресурса. Иными словами, навигационные элементы – организованная площадка для размещения информационных. К ним относятся: блок содержания; блок «Раздел», блок изображений / галерея, видео и т. д.

· Рекламные элементы. Являются по большей части декоративными. Сюда относятся логотип издания, дизайнерские решения по украшению сайта, собственно сама реклама на нём [http://ironner.ru/web_design/structure_wpages, 23.05.15].

Помимо этого, сравнительный анализ выявил ряд специфичных элементов во всех трёх группах, характерных для устройства музыкальных электронных изданий. Многие из них являются обязательными и присутствуют в той или иной форме на всех электронных изданиях о музыке, другие носили факультативный характер. Изучив и описав их, мы смогли сформировать теоретическую основу для проведения эксперимента по созданию собственной действующей модели электронного издания музыкальной тематики.

Описание хода и результатов эксперимента приводится в следующем разделе главы.

1.3. Особенности разработки и наполнения
сайта SoundStorm.ucoz.ru

Идея о проведении эксперимента по самостоятельной разработке электронного издания о музыке возникла ещё на стадии сравнительного анализа рассмотренных выше 11 веб-ресурсов. Действующая экспериментальная модель позволила бы наиболее полно и всесторонне выявить специфику редакторской подготовки электронного издания о музыке, а заодно приобрести ценные практические навыки в сайтостроении.

Приступая к практической реализации данной идеи, мы ставили перед собой целью доказательство следующего тезиса: при современном уровне развития Интернет-технологий любой желающий имеет возможность с минимальными затратами создать собственное электронное издание, даже если он при этом не обладает какими-либо специальными знаниями и навыками в данной области.

Достижение поставленной цели предполагало решение ряда практических задач:

1. На первом этапе было необходимо сформировать теоретическую базу эксперимента. Её основой стали результаты предыдущего этапа исследования. Помимо этого требовалось найти подходящие источники в специальной литературе.

2. Следующий этап – разработка концепции создаваемого веб-сайта.

3. Третий этап – поиск в сети Интернет возможностей для регистрации и создания сайта, которые бы при этом не требовали (либо требовали минимально) каких-либо значительных затрат (материальных, временных и т. п.).

4. Далее следовало создать с учётом принципа максимальной эффективности (то есть, максимум возможного результата при минимуме затрат) действующую модель электронного журнала о музыке.

5. Последний этап – оптимизация получившегося сайта, создание на нём навигации, удобной с точки зрения потенциальных пользователей.

В настоящий момент цель эксперимента успешно достигнута: разработанный электронный журнал работает в штатном режиме и доступен для посещения всем интересующимся, а тезис, выдвинутый нами выше доказан.

Теоретическую базу эксперимента составили результаты предыдущего этапа исследования «Специфика подготовки электронного издания о музыке», дополненные другим важным источником необходимых сведений – книга А. А. Вендюхина и А. А. Воробьева «Создание сайтов. Новейшая энциклопедия». Хотя в настоящее время существует значительное количество работ по теме создания сайтов, данная книга выгодно выделяется на фоне многих из них благодаря своим положительным качествам: простому стилю изложения, доступному для понимания даже неподготовленных читателей; большому количество качественных иллюстраций и подробных примеров; высокопрофессиональному авторскому коллективу; набору полезных программ, прилагаемых к энциклопедии на специальном диске и ряду других показателей.

Концепция разработанного веб-сайта базируется на следующих основных принципах:

1. Акцент на музыкальной аналитике (то есть, истории музыки, возникновении и развитии разных жанров и коллективов, биографии музыкантов и т. п.). С одной стороны, это поможет привлечь аудиторию на сайт за счёт его оригинальности и относительной новизны публикуемых материалов, а с другой позволит снизить вероятность дублирования информации между созданным сайтом и другими музыкальными проектами. В то же время, новостной аспект не отвергается полностью, ведь для любого музыкального или околомузыкального электронного журнала информирование читателей о выпуске новых альбомов, предстоящих концертах и мероприятиях является одной из основных задач.

2. Полезность для посетителей, реализуемая за счёт публикации дополнительных материалов – текстов песен, переводов зарубежных песен на русский язык, аккордов и нот и т. п.

3. Интерактивность и обратная связь с посетителями, основанная на публикации обработанных пользовательских материалов, проведение различных творческих конкурсов среди читателей, «книга жалоб и предложений» и т. д.

Разработанный ресурс адресован всем тем, кто интересуется историей и развитием музыки, появлением различных музыкальных стилей и направлений, биографией как отдельных музыкантов, так и творческих коллективов, и прочими любопытными событиями и явлениями, связанными с обширным миром музыки. Было принято решение не ограничиваться рамками какого-либо определённого спектра музыкальных жанров, что позволило объективно и всесторонне представить мир музыки как обширную систему, различные элементы которой тесно взаимосвязаны и оказывают постоянное влияние друг на друга.

Формирование концепции электронного журнала завершается выбором подходящего названия, что сопряжено с другим важным этапом его разработки – выбором доменного имени. «Доменное имя в современной действительности, плотно привязанной к телекоммуникациям, очень близко по своему значению к бренду». Кроме того, «подходить к выбору доменного имени, под которым будет размещён веб-сайт, нужно определившись с основным назначением этого сайта и чётко сформулировав характеристики аудитории, на которую он ориентирован» [Вендюхин 2009, 53–54]. Доменное имя в совокупности с красивым и запоминающимся названием влияют на окончательный имидж сайта и его популярность.

«SoundStorm» – яркое, запоминающееся и относительно простое в написании слово стало, на наш взгляд, наиболее подходящим названием для проекта.

Следующий шаг в создании веб-сайта – выбор доменного имени и хостинга. Считая необходимым совершить небольшое терминологическое отступление, дадим краткие определения этих понятий.

Для того, чтобы передача данных между компьютерами через сеть интернет была возможной, каждый компьютер на Земле имеет персональное «имя», называемое IP-адресом. «IP-адрес – это числовой адрес, обозначающий конкретный узел Сети». IP-адреса представляются при помощи 32 бит информации, и в десятичной системе счисления выглядят, например, так: 192.168.14.15 [Вендюхин 2009, 19–20]. Такая форма адреса вполне приемлема для компьютера, но для восприятия человека неудобна. Для устранения этого неудобства была создана система доменных имён (DNS), которая «служит для выполнения преобразований между символьными и числовыми адресами, позволяя сопоставить числовой IP-адрес и символьный адрес (доменное имя), например, 194.85.92.93 = test.ru.

Система адресов DNS имеет древовидную структуру. Узлы этой структуры называются доменами. Каждый домен может содержать в себе множество “подчинённых” доменов». «…» Адреса с использованием DNS записываются в виде последовательности, отражающей иерархию имён. Чем “выше“ уровень домена, тем правее он записывается в строке адреса, разделяются домены точками [Вендюхин 2009, 19–23].

«Регистрировать доменное имя следует в самом начале реализации веб-проекта» [Вендюхин 2009, 53]. Это объясняется двумя причинами: труднодоступностью сайта без доменного имени для посетителей и вероятностью занятости выбранного имени другим сетевым проектом. Вторая проблема решается путём выбора и регистрации другого доменного имени, попыткой контакта с администрацией конкурирующего ресурса с целью переоформления имени или регистрация выбранного доменного имени в другой доменной зоне, либо в виде домена более низкого порядка. Как наименее затратный и трудоёмкий, нами был выбран третий путь.

Регистрация домена – зачастую отнюдь не бесплатный процесс, а в случае с доменами высшего уровня этим занимаются специальные организации. В России среди 27 [http://www.cctld.ru/ru/registrators/, 23.05.15] таких организаций ведущей является «RU-CENTR. Центр регистрации доменов» [http://nic.ru/, 23.05.15], которая осуществляет официальную регистрацию сайтов в доменах верхнего уровня:.ru;.com;.org;.рф и во многих других.

Зачастую регистраторы доменов являются также хостинг-провайдерами (то есть организациями, предоставляющими услуги хостинга). «Хостинг – это выделенное для сайта место в Интернете, причём место, потенциально доступное для “чтения” всеми пользователями Глобальной сети. Хостинг позволяет опубликовать сайт в интернете. Любой публично доступный сайт размещается на каком-либо подключенном к интернету серверу или на нескольких серверах» [Вендюхин 2009, 83]. Файлы сайта (тексты, изображения, элементы дизайна и т. п.) должны физически где-то размещаться, причём размещаться так, чтобы быть постоянно доступными для любого посетителя. Таким местом становится хостинг. В обязанности хостинг-провайдера входит техническая поддержка работы содержащихся сайтов, поиск и отключение нежелательных ресурсов, предоставление клиентам возможностей по созданию собственных веб-проектов.

Выбор хостинга – ответственное мероприятие: его качества и характеристики прямо влияют на итоговую работоспособность, возможности развития и масштаб разрабатываемого сайта, а также удобство его создания.

В сети Интернет существует множество хостингов, часть из которых бесплатна. Рассмотрев и сравнив преимущества и недостатки трёх таких проектов (de|nic|vu, wix.com и uCoz), мы остановили свой выбор на последнем. Это объясняется рядом факторов:

1. При регистрации выделяется 400 мегабайтов дискового пространства (примерно на 100 мегабайт больше, чем на других сервисах). Дисковое пространство увеличивается в течение жизни сайта и с ростом числа посетителей. Это один из важнейших параметров при выборе хостинга для разработки сайта.

2. Значительное число готовых дизайнов (шаблонов) для создания сайта. Возможно создание собственных шаблонов, либо значительное видоизменение стандартных, оперативная смена дизайна сайта в любой момент его жизни.

3. Широкой возможности выбора конфигурации сайта – 22 модуля различного назначения. Активация и деактивация модулей на усмотрение владельца-администратора сайта. Каждый модуль определённым образом расширяет функциональность создаваемого сайта.

4. Удобный и простой в освоении визуальный редактор веб-страниц, встроенный в конструктор и не требующий установки каких-либо дополнительных программ. Все действия по созданию сайта производятся непосредственно в браузере пользователя системы.

5. Возможность резервного копирования сайта, что позволит быстро восстановить его в случае каких-либо неполадок, а также восстановить более раннюю версию в случае неудачных нововведений. Допускается хранение резервной копии на компьютере пользователей.

6. Обширное сообщество пользователей, подробная база данных по системе и её возможностям. Обилие теоретического материала и инструкций, что значительно облегчает освоение сервиса новичками.

К недостаткам системы uCoz относятся размещение на всех создаваемых в ней сайтах рекламных объявлений и некоторые условия договора, который заключается пользователем в момент регистрации в системе. В соответствии с ними, все сайты, созданные в uCoz, формально являются собственностью компании «Юкоз Медиа». К счастью, эти недостатки практически не отражаются на процессе создания сайта, равно как и на его работе.

Следует помнить, что разработка любого сайта – не разовое мероприятие, а процесс, продолжающийся в течение всего времени его существования. В системе uCoz этот процесс имеет ряд основных и множество побочных этапов:

· Первый шаг – регистрация пользователя в системе и создание персонального профиля в uID. Осуществляется на главной странице сервиса и сопровождается подбором подходящего пароля для профиля. Пароль должен быть достаточно сложным, дабы предотвратить возможность взлома профиля недоброжелателями в будущем [http://manual.ucoz.net/board/16-1-0-363, 24.05.15].

· Авторизация в системе, активация своего uID профиля. Выбора адреса сайта, регистрация доменного имени вида «www. (любое название латиницей). ucoz.ru (или ucoz.com, ucoz.net и т. д., всего 11 вариантов). На этом этапе проводится проверка свободности\занятости указанного доменного имени.

· Выбор из 258 готовых дизайнов (шаблонов) наиболее подходящего под тематику разрабатываемого электронного журнала. Важный этап, поскольку шаблон во многом определяет как итоговый внешний вид, дизайн веб-сайта, так и расположение его компонентов.

· Выбор из 22 модулей ряда необходимых для дальнейшего создания сайта. Каждый модуль имеет свои особые свойства и добавляет на сайт определённые функции. Набор модулей определяет конечный функционал сайта. В процессе разработки можно подключать или отключать модули по мере необходимости.

Выбором модулей завершается организационный этап создания сайта в системе uCoz. Фактически, сайт уже существует и доступен по указанному адресу, однако на нём отсутствует рубрикация и третий важнейший компонент любого полноценного веб-сайта – содержание (контент).

· Первоначальная обработка получившегося сайта. Переход в режим визуального конструктора, внесение названия сайта в верхней части главной страницы и сведений об авторстве и копирайте в нижней. Сохранение внесённых изменений.

· Разработка рубрикации и построение главного меню сайта. В проекте «SoundStorm» главное меню включает в себя 6 основных разделов (Исполнители, Жанры, История музыки, Материалы, Афиша, Обратная связь) и имеет иерархическую структуру. На главной странице сайта будут размещаться наиболее важные новости и ссылки на новые статьи в вышеописанных разделах. При необходимости, различные разделы могут включать в себя дополнительные меню меньшего порядка.

· Освоение специфики работы в «Редакторе страниц» и основных приёмов размещения текстовых и нетекстовых материалов в нём.

Завершив создание рубрикационной структуры и основного меню сайта, отражающего её, можно перейти к самой важной, длительной (в идеале, продолжающейся на протяжении всей жизни сайта), творческой и трудоёмкой части проекта – наполнению сайта контентом.

Контент (или, выражаясь проще, содержание) представляет собой тексты, изображения, аудио- и видеоматериалы, элементы дизайна и т. п., публикация которых и является главной целью создания любого сайта.

Принимая во внимание существующее разделение контента на оригинальный (написанный с нуля) и вторичный (скопированный из других источников, так называемый «копипаст», переработанный – «рерайт» и т. п.) [Козлова 2014], а также тот факт, что большинство материалов в Интернете относится ко второй категории, отметим особое значение, придаваемое пользователями и разработчиками оригинальному контенту. Регулярная публикация оригинального контента – один из главных компонентов успеха веб-проекта. Однако его создание, в отличие от копирования из других источников, требует определённых временных и творческих затрат со стороны администрации ресурса. Отчасти, эту задачу можно решить при помощи пользователей сайта, публикуя присылаемые ими материалы, предварительно проверив и отредактировав их. Интерактивность, возможность повлиять на содержательное наполнение сайта, как правило, положительно сказывается на его популярности среди читателей.

В проекте «SoundStorm» эта возможность реализуется в разделе «Обратная связь», который организован по принципу форума, то есть массового общения пользователей и администрации сайта между собой на заданные темы. Создавать и управлять форумами в системе uCoz позволяет специальный одноимённый модуль, доступный в панели управления сайтом.

Работа с материалами, созданными пользователями проекта, требует особого внимания администрации ввиду того, что взаимодействие пользователей интернета между собой имеет ряд специфических черт. «Одной из таких специфических черт в интернете является полная или частичная анонимность» [Шамаев 2014]. Эта особенность зачастую создаёт у пользователей иллюзию абсолютной безнаказанности, что может вылиться в создание заведомо ложной и\или провокативной информации. Предотвращение её публикации входит в число прямых обязанностей администрации ресурса.

Особое значение для работы любого веб-ресурса имеет система гиперссылок. М. М. Лукина и И. Д. Фомичева в своём учебном пособии отмечают, что: «В своем современном понимании гипертекст – это порождение мировой паутины. Но, будем справедливы, гипертекст как связь текстовых элементов в единое целое существовал и до возникновения Интернета. Ссылки на прошлые выпуски («как мы писали ранее») или отсыл к другим СМИ («как сообщала на прошлой неделе газета «Известия»), разве это не «гиперсвязь» разных текстов в единое целое?

Однако принципиальное отличие гипертекста в мировой паутине состоит в том, что эта связь между отдельными текстами осуществляется в единой среде, что позволяет читать текст не только на одном уровне, как на бумаге, но благодаря внутренним и внешним ссылкам просматривать его вглубь. Это, бесспорно, расширяет информационные возможности не только производителей медиа-продукта, но и его потребителей. Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют первым уникальную возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность, вторым – воспользоваться альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам» [СМИ в пространстве Интернета 2005, 79].

Путём встраивания гиперссылок отдельные страницы сайта связываются в единое целое. Более того, если в рамках веб-проекта на какую-либо страницу не будет сделано ни одной ссылки, она окажется недоступной для пользователей. Поэтому в любой статье на сайте должно содержаться определённое количество гиперссылок, как на другие статьи в рамках проекта, так и на сторонние ресурсы. Обилие гиперссылок сказывается и на юзабилити сайта, существенно облегчая навигацию на нём. Особую роль при этом играют перекрёстные ссылки, которые связывают материалы из разных разделов между собой. В системе uCoz гиперссылки встраиваются в текст статей в редакторе страниц с помощью инструмента «Вставить гиперссылку».

Свои особенности существуют и в процессе встраивания изображений на страницы сайта. Перед тем, как воспользоваться инструментом «Изображение» в редакторе страниц, нужную картинку следует (после обработки в любом графическом редакторе на компьютере сайтостроителя при необходимости) загрузить в папку сайта на сервере (рекомендуется создать специальную папку для изображений, при необходимости таких папок может быть несколько).

Выполнение данной процедуры осуществляется с помощью «файлового менеджера». Хотя редактор страниц uCoz поддерживает размещение изображений по ссылкам с других сайтов, стоит помнить, что в случае удаления картинки на них, изображение может стать недоступным и на разрабатываемом ресурсе.

Инструмент «Изображение» в редакторе позволяет задать ширину и высоту картинки (все измерения ведутся в пунктах, пт). Следует помнить, что ширина стандартной страницы на uCoz равняется 700 пунктам. При задании ширины изображения крайне нежелательно превышать эту отметку.

Рассмотрев наиболее важные особенности создания и редактирования сайтов в системе uCoz, а также ряд основных инструментов, мы можем перейти к другому важному аспекту в разработке любого веб-проекта – юзабилити.

Изначально, под термином «юзабилити» (в русском переводе «пригодность использования», понятие из области технического дизайна) понимали «Свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определённых условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворённостью» [ГОСТ Р ИСО 9241-11–2010 «Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT)»]. Применительно к веб-сайтам, «юзабилити – это, говоря элементарным языком, степень удобства использования сайта по назначению его посетителями» [Вендюхин 2009, 144].

Привлекательность каждого конкретного электронного издания для его потенциальной аудитории во многом зависит от удобства использования и простоты восприятия размещённой информации, что доказывает утверждение о том, что юзабилити – один из важнейших факторов, требующий учёта при разработке электронных изданий. Данный параметр зависит, в первую очередь, от правильности и продуманности действий сайтостроителя при разработке веб-проекта, и в некоторой степени от того набора сервисов и инструментов, которые используются для его разработки и содержания.

Юзабилити сайта зависит от множества параметров и тонкостей. Зачастую, значительно улучшить её возможно за счёт простых действий и минимальных изменений, «например, введением дополнительных кнопок, перемещением ссылок, изменением шрифтов» [Вендюхин 2009, 144].

Можно выделить два главных направления в улучшении юзабилити веб-сайта: а) упрощение навигации на нём и б) облегчение восприятия размещённой на сайте информации. Наибольшая эффективность в работе подобного рода достигается путём сочетания обоих подходов.

«Навигация – это возможность прохода куда-либо. Применительно к сайтам, это означает способ перехода от одной страницы к другой и все промежуточные действия, включая мыслительные процессы в это время. Идеальная навигация по сайту должна быть элементарно простой и моментально быстрой. Но идеал, как известно, недостижим» [http://www.conanima.ru/show.asp?id=10524, 24.05.15] Основные способы улучшить юзабилити в сфере навигации:

1. Работа над юзабилити должна начинаться ещё в момент продумывания его концепции и рубрикационной структуры. Правильное определение основной цели создания проекта, его ключевых особенностей и потенциальной аудитории позволит создать простую, логичную и понятную для постороннего человека рубрикационную структуру, а также расставить в ней нужные с точки зрения автора акценты.

2. Значительно упростить навигацию можно за счёт уменьшения количества требуемых от пользователей действий. Здесь работает принцип «минимального числа переходов», разработанный нами в ходе эксперимента. Согласно ему, «чем большее количество материалов (статей, разделов и т. п.) доступны за минимальное число переходов с главной страницы ресурса, тем лучше его юзабилити и тем он удобнее для своих посетителей». Выражаясь иначе, сайтостроитель должен максимально сократить путь пользователя с главной страницы ресурса до любой из публикаций на нём. В идеале – любая статья или рубрика должны быть доступны с главной страницы сайта, однако один-два перехода могут считаться вполне приемлемыми. Данный принцип следует учитывать при разработке рубрикации сайта, в особенности – главного меню. В шаблонах сайтов uCoz главное меню зачастую анимировано: при наведении на него курсора оно разворачивается, представляя пользователю всю структуру выбранного раздела сайта, что значительно улучшает навигацию. Этой же цели служит инструмент поиска, автоматически встроенный в главное меню на шаблонах uCoz.

3. Важную роль в улучшении навигации по сайту играют гиперссылки, уже упоминавшиеся выше. Грамотно располагая ссылки на нужные материалы в других разделах сайта по ходу повествования в тексте статей, сайтостроитель избавляет пользователя от необходимости возвращаться к главному меню ресурса.

4. «Посетители давно привыкли к некоторым “шаблонам“ (банальным решениям) в поведении сайтов. Можно рассуждать, хорошо это или плохо, но лучше потакать привычкам посетителей, использовать стереотипы» [Вендюхин 2009, 146]. Действительно, пользователи сети Интернет уже привыкли искать определённые элементы навигации по сайту в тех или иных его зонах. Отклонение от сложившихся стереотипов будет достаточно оригинальным ходом, однако вряд ли положительно скажется на юзабилити проекта. По этой причине при разработке нашего веб-сайта мы решили остановиться на ленточной структуре сайта как на более простой в построении и обслуживании, а главное – более привычной для восприятия российских интернет-пользователей.

Существует заметная разница в читательском восприятии различных видов текстовой и нетекстовой информации, публикуемой в интернете и на страницах классических печатных средств массовой информации. Сайтостроители, так же, как и редакторы, участвующие в разработке и наполнении веб-сайтов, должны учитывать подобные особенности и, исходя из них, вести работу по специальной подготовке материалов к публикации в сети. Установление приёмов и методов этой работы потребовало дополнительного изучения, что нашло своё отражение во второй главе данного исследования.

Руководствуясь вышеописанными рекомендациями, можно значительно улучшить юзабилити создаваемого сайта, сделав его более привлекательным и удобным для потенциальной пользовательской аудитории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: