Меры по профилактике банкротства кредитных организаций

Одной из мер, призванных обеспечить стабильность финансово-экономической системы государства, являются меры по профилактике банкротства кредитных организаций.

Основаниями для применения таких мер в отношении кредитной организации, согласно ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» являются:

- неудовлетворение кредитной организацией неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до трех дней cо дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

- неудовлетворение требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

- абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

- нарушение норматива достаточности собственных средств (капитала), установленного Банком России;

- нарушение норматива текущей ликвидности кредитной организации, установленного Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

- уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Важным является тот факт, что данное основание применимо лишь для тех кредитных организаций, срок деятельности которых на рынке превышает два года.

Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

Таким образом, при наличии перечисленных оснований уполномоченные органы вправе применить меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. Данные меры могут быть выражены в:

· финансовом оздоровлении кредитной организации;

· назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (исключая случай назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций);

· реорганизация кредитной организации.

Рассмотрим подробно каждую из профилактических мер.

Финансовое оздоровление кредитной организации

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала); изменение организационной структуры кредитной организации; иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработать план мер по финансовому оздоровлению. В содержание плана в обязательном порядке должны быть включены:

- оценка финансового состояния кредитной организации;

- указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении;

- меры

- по сокращению расходов на содержание кредитной организации,

- по получению дополнительных доходов,

- по возврату просроченной дебиторской задолженности;

- по изменению организационной структуры кредитной организации;

- срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации.

Отметим, что Инструкция Центрального банка РФ от 12 июля 1999 года № 84-И позволяет кредитной организации представить план мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, разработанный аудиторской организацией или с ее участием

По решению кредитной организации и лица, оказывающего ей помощь, финансовая помощь может быть оказана в форме:

· размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

· предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

· предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

· перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

· отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

· дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;

· прощения долга кредитной организации;

· новации,

· в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:

· улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными активами;

· приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств, обеспечивающее их исполнение;

· сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной организации, и расходов на ее управление;

· продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;

· иные меры.

Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:

· увеличение собственных средств (капитала);

· снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

· увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

· иные меры.

Обязанность по приведению в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины собственных средств (капитала) кредитной организации возникает, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала. Порядок проведения данных процедур предусмотрен в Указании Центрального банка РФ от 24 марта 2003 года № 1260-У.

В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации данной кредитной организации. Если же по истечении трех месяцев со дня возникновения перечисленных оснований решение о ликвидации не было принято, в случаях недостаточности имущества кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов судом, арбитражным судом по иску Банка России, конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций или кредитора указанной кредитной организации на лиц, уполномоченных принимать решение о ликвидации, может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации, возникшим после указанного дня.

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться:

· изменением состава и численности сотрудников кредитной организации;

· изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации;

· иными способами, способствующими устранению причин, вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Временная администрация

В случаях, если кредитная организация:

- не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

- допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

- нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

- не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

либо в соответствии с положениями Федерального закона «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, Центральный банк РФ вправе назначить временную администрацию.

Временная администрация - специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый Банком России в установленном Федеральным законом «О несостоятельности кредитной организации» и нормативными актами Банка России порядке. Порядок назначения и функционирования временной администрации кредитной организации регламентирован в Положении Центрального банка РФ от 26 ноября 2003 года № 241-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией». Срок действия временной администрации не должен превышать 6 месяцев. Если по истечении этого срока сохраняются основания для функционирования внешней администрации, Банк России по ходатайству временной администрации начинает производство по ликвидации кредитной организации или по признанию ее банкротом и открытии конкурса на управление.

Отметим, что в период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены актом Банка России о назначении временной администрации в порядке и на условиях, которые установлены законодательством. Согласно письму Банка России от 17 июля 2002 года № 98-Т при назначении временной администрации в кредитную организацию после отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с требованиями ст.22.1 Федерального закона «О несостоятельности кредитной организации» полномочия исполнительных органов управления кредитной организации (единоличного и коллегиального) считаются приостановленными.

Временная администрация назначается не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; сообщение о назначении временной администрации размещается в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней после принятия такого решения.

Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России; состав временной администрации определяется приказом Банка России. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами. В состав временной администрации по согласованию с Федеральным агентством по страхованию вкладов могут включаться служащие Агентства.

Объем полномочий временной администрации зависит от объема полномочий, оставленного исполнительным органам кредитной организации:

- в случае ограничения полномочий исполнительных органов временная администрация:

проводит обследование кредитной организации;

устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций;

участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;

контролирует распоряжение имуществом кредитной организации;

получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок;

обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они препятствуют осуществлению функций временной администрации либо если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

- в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация выполняет те же функции, что и в случае ограничения полномочий, а также:

реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;

назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;

согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;

вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы;

вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;

вправе обращаться от имени кредитной организации в суд с требованием о привлечении к ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа кредитной организации (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации (правления, дирекции), если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами;

обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в ст. 28 Закона «О несостоятельности кредитных организаций»;

имеет беспрепятственный доступ во все помещения кредитной организации;

вправе при необходимости опечатывать помещения кредитной организации.

Органы управления кредитной организации, если их полномочия ограничены, вправе со­вершать сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом кредит­ной организации либо иным имуществом кредитной орга­низации, балансовая стоимость которого составляет более 1% балан­совой стоимости активов кредитной организации; или сделки с заинтересованными лицами в отношении кредитной организа­ции, определяемыми в соответствии с Федеральным законом «О несо­стоятельности (банкротстве)». Временная администрация дает согласие на совершение органами управления кредитной организации перечисленных сделок, что должно быть занесено в Реестр со­гласования сделок.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации они не вправе принимать решения по всем во­просам, отнесенным к их компетенции. Решения иных органов управ­ления кредитной организации вступают в силу только после их согла­сования с временной администрацией. Исполнительные органы кредитной организации, полномочия ко­торых приостановлены, обязаны передать временной администрации печати и штампы кредитной организации, а также бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной орга­низации.

Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет те же функции и обладает полномочиями, которые предоставлены временной администрации при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации; исключение составляют разработка мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, организации таких мероприятий и контролю за их исполнением. В данном случае первостепенной задачей временной администрации является обследование кредитной организации в целях выявления признаков несостоятельности (банкротства), как непреднамеренного, так и как преднамеренного.

В случае обнаружения признаков несостоятельности временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, направляет в Банк России ходатайство о направлении Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом. Временная администрация обязана опубликовать в «Вестнике Банка России» и периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации в 10дневный срок сообщение о признании кредитной организации банкротом в целях уведомления кредиторов. Опубликование сообщения происходит за счет кредитной организации.

Временная администрация осуществляет в устанавливаемом Банком России порядке раскрытие информации о финансовом состоянии должника в течение 10 календарных дней после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом.

Временная администрация при рассмотрении арбитражным судом заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства.

В случае недостаточности денежных средств для исполнения текущих обязательств кредитной организации, связанных с обеспечением сохранности ее имущества и защитой интересов кредиторов кредитной организации, временная администрация может обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о снятии ранее наложенных арестов на находящиеся на банковских счетах денежные средства в размере, необходимом для обеспечения функционирования кредитной организации согласно смете расходов, утверждаемой Банком России.

Кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации. При предъявлении таких требований кредитор указывает наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документов, удостоверяющих его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии). Лицо, предъявившее требование к кредитной организации, обязано своевременно информировать временную администрацию об изменении сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта. В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления временная администрация и кредитная организация не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.

Временная администрация рассматривает предъявленное требование и по результатам рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения этого требования вносит его в реестр требований кредиторов при обоснованности предъявленного требования; уведомляет соответствующего кредитора о включении его требования в реестр требований кредиторов (с указанием сведений о размере и составе его требования к должнику, а также об очередности его удовлетворения), либо об отказе в таком включении в указанный реестр, либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме.

По окончании периода действия временной администрации составляется отчет о проделанной работе по финансовому оздоровлению деятельности кредитной организации.

Реорганизация кредитной организации

Изменение организационной структуры банка – реорганизация – один из методов, позволяющий кредитной организации встраиваться в экономику государства, предлагать новые услуги свои клиентам, выходить на мировой финансовый рынок, избежать банкротства.

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена посредством слияния, присоединения, выделения, разделе­ния и преобразования. Все формы реорганизации кредитных организаций объединяет то, что:

- при создании нового юридического лица срок действия ранее выданных лицензий прекращается;

- Банк России вправе запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства;

- кредитной организации необходимо уведомить территориальное учреж­дение Банка России о своей реорганизации и представить необходи­мые для регистрации документы в течение 1 месяца со дна принятия решения о реорганизации (если иное не установлено нормативными актами Банка России);

- реорганизация считается состоявшейся после внесения соответ­ствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций; за государственную регистрацию реорганизованной кредитной организации взимается государственная пошлина;

- за рассмотрение вопроса о выдаче создан­ной в результате реорганизации кредитной организации (за исключением случаев слияния и преобразования)лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,01% от размера уставного капитала кредитной организации;

- информация о реорганизации публикуется в «Вестнике Банка России».

Проведение мероприятий по слиянию и присоединению кредитных организаций регламентировано Положением Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О ре­организации кредитных организаций кредитных организаций в фор­ме слияния и присоединения».

Слияние и присоединение происходит поэтапно. Во-первых, идет подготовка договора о слиянии или присоединении; территориальное учреждение Банка России по месту нахождения реорганизующегося банка уведомляется о предстоящем слиянии или присоединении. Затем проводятся совещание представителей реорганизующегося бан­ка с представителями территориального учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения нового банка и общие собрания участников реорганизующихся бан­ков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении. В течение не более 30 дней с даты принятия решения о реорганизации кредиторов реорганизуемых банков о принятом об­щим собранием участников решении о реорганизации сообщается подразделению Банка России. На третьем этапе проводится общее собрание участников реорганизующихся бан­ков, на котором решаются вопросы об ут­верждении учредительных документов - при слиянии или внесении изменений в них - при присоединении; избираются исполнительные органы; утверждается сводный баланс; протокол собрания представляется в территориальное уч­реждение Банка России. Четвертый этап - предоставление в территориальное учреждение Банка России в течение 30 дней с даты проведения общего собрания документов, связанных с регистрацией банков. Затем следует принятие территориальным органом Банка России решения о регистрации реорганизованной кредитной организации и направление заключения территориального органа Банка России о возможности реорганизации кредитной организации, содержащее оценку бизнес-плана, информацию о финансовом положении реорганизуемых кредитных организаций, заключение федерального антимонопольного органа в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

Следующий этап слияния или присоединения - принятие решения о выдаче реорганизованной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В течение 3 рабочих дней после принятия положительного решения Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий ор­ган документы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О госу­дарственной регистрации юридических лиц», с сопроводительным письмом. Наконец, Банк России в течение 3 рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государ­ственный реестр юридических лиц соответствующей записи вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций запись о государственной регистрации реорганизованной кредитной организации и запись о прекращении деятельности реорганизованных кредитных организаций с указанием правопреемника и формы реорганизации.

Процедура реорганизации кредитной организации путем разделения или выделения сходна с процедурой создания нового банка. Кроме документов, предоставляемых при создании кредитной организации, в территориальное учреждение Банка России предо­ставляются:

- протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение;

- разде­лительный баланс;

- документы, подтверждающие уведомление креди­торов банка о реорганизации.

Территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России за­ключение о возможности реорганизации кредитной организации. Действия Банка России и его структурных подразделений те же, что и при реорганизации кредитной организации в форме слияния.

Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации направляются передаточный акт; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации; копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка. В остальном порядок реорганизации такой же, как и при выделении или разделении.


[1] Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. 2003. № 3-12.

[2] Вестник ВАС РФ. 2003. № 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: